Дырявый барьер: запрет на ввоз антиукраинских книг опоздал… на четверть века
https://racurs.ua/2053-dyryavyy-barer-zapret-na-vvoz-antiukrainskih-knig-opozdal-na-chetvert-veka.htmlРакурсВ среду, 16 августа, Государственный комитет телевидения и радиовещания внес на рассмотрение Кабмина проект распоряжения о санкциях против российских издательств, которые распространяют у нас продукцию антиукраинского содержания. Об этом сообщила пресс-служба Госкомтелерадио. Там же, на сайте ведомства, говорится о том, что последние три года оно проводит мониторинг печатной продукции, выявляя, так сказать, происки врага, и по состоянию на 15 августа нынешнего года в черный список внесены 192 издания 35 российских издательств.
«Цель проекта — защитить национальные интересы, национальную безопасность, суверенитет и территориальную целостность Украины, ее экономическую самостоятельность, — эти слова заместителя председателя Госкомтелерадио Богдана Червака сегодня разошлись по новостийным сайтам. — Санкции будут касаться российских издательств, в деятельности которых выпуск литературы антиукраинского содержания занимает значительное место и носит систематический характер».
Ну, ничего нового в этой идее нет. О том, что книжки (и, говоря шире, любая развлекательная продукция) в условиях гибридной войны становится мощным оружием, только ленивый не упоминал. На государственном уровне идею о квотах на импорт книг из России озвучил еще в середине 2014 года вице-премьер Александр Сыч. В декабре 2016-го Порошенко подписал законопроект об ограничении доступа в Украину иностранной печатной продукции антиукраинского содержания. За распространение таких книг было предусмотрено страшное наказание — до 50 минимальных зарплат, ужас!.. В апреле 2017-го Кабмин утвердил порядок изъятия из обращения «нелегальной» российской продукции (то есть такой, которая распространяется без разрешения Госкомтелерадио). Кстати, с конца мая 2017-го по начало августа нынешнего года Госкомтелерадио разрешило ввоз почти 19 тыс. наименований книг с территории России и временно оккупированных территорий (!). В то же время ведомство выдало 63 отказа и аннулировало одно разрешение.
Все это — данные из открытых источников. А теперь давайте попробуем оценить, насколько действенен этот мощный заслон от идеологических диверсий. Итак, нужно ли запрещать пропагандистскую печатную продукцию из соседнего государства? Безусловно, да. В конце концов, это немного обрежет им рынки сбыта и уменьшит прибыли, что не может не радовать. Что же касается идеологического эффекта, то, на мой взгляд, он стремится к нулю — увы.
Во-первых: кому сейчас нужны бумажные носители, если всю эту имперскую лабуду можно легким движением руки скачать из сети?
Во-вторых: все эти запреты и лицензии на ввоз нужно было вводить не сейчас, и даже не в 2014 году, а… в 1991-м. Еще тогда надо было строить политику максимального благоприятствования отечественному книгоиздательству и книготорговле. Тогда книжные рынки не были бы почти полностью забиты российской продукцией.
В-третьих: что толку запрещать сотню-другую антиукраинских книжонок, если в это же время по телевизору идет вал фильмов и передач, заточенных под промывку мозгов и антиукраинскую пропаганду? На мой взгляд, какая-нибудь телепередачка вроде «Говорит Украина», герои которой — дебильные опереточные «хахлы», эксперты — русскоговорящие интеллигенты и ведущий родом из Иваново, — куда более разрушительное оружие в информационной войне, чем какие-то бумажные книжки.
Приведу простой пример. Госкомтелерадио запретило, например, ввоз из России детской энциклопедии, где Киев назвали «русской столицей». Молодцы, бдительно сработали. В то же время в Украине по ТВ годами (!) идут дурацкие мультики студии «Мельница» про богатырей, где эти самые богатыри разгуливают в косоворотках, пляшут под балалайку камаринского мужика, а происходит все в центре «русской столицы — Киева». И это почему-то Госкомтелерадио не смущает.
…Пока писала, на сайте Госкомтелерадио появилась свежайшая новость: СБУ провела рейд на киевском книжном рынке Петровка и оштрафовала двух предпринимателей, торговавших российской продукцией без разрешения. Это, конечно, масштабная победа.