Новости
Ракурс
Коболеву светит девять лет на должности главы «Нафтогаза». Фото: Фокус

Стабильность: Коболеву светит девять лет на должности

23 мар 2020, 11:46

Нынешнее правительство согласно продлить контракт с Андреем Коболевым в качестве председателя правления НАК «Нафтогаз Украины» еще на четыре года. Однако Кабмин ждет окончательного варианта контракта до 30 марта.


.

Коболев будет руководить «Нафтогазом» до марта 2024 года

Председателем правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев был назначен еще правительством Арсения Яценюка в феврале 2014 года (почему — отдельный разговор). Если очередное правительство премьера Шмыгаля не будет иметь категорических претензий к Коболеву, то Кабинет министров пролонгирует контракт с ним на следующие четыре года — до 22 марта 2024-го — по предложению наблюдательного совета НАК «Нафтогаз Украины».

Таким образом, всего Коболев будет руководить государственной нефтегазодобывающей компанией почти девять лет. Если это произойдет (вероятно, так и произойдет), то на должности председателя правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев имеет шанс стать «долгожителем».

Напомним, ранее контракт с председателем правления «Нафтогаза» правительство как основатель и владелец НАК, а точнее — уполномоченное министерство, подписывало сроком на год. Даже в 2014 году, когда наблюдательный совет «Нафтогаза» не имел в своем составе независимых директоров.

«Согласиться с предложением наблюдательного совета акционерного общества «Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» относительно продления срока полномочий председателя правления акционерного общества Коболева А. В. с 23 марта 2020 года по 22 марта 2024 года. Наблюдательному совету акционерного общества обеспечить внесение изменений в контракт, заключенный с председателем правления акционерного общества, и подать до 30 марта 2020 года Кабинету министров Украины копию указанного контракта», — говорится в распоряжении Кабмина №327-р от 20 марта 2020 года за подписью Шмыгаля.

До 30 марта правительство ждет от наблюдательного совета НАК «Нафтогаз Украины» согласованный проект контракта с Коболевым. Вероятно, Кабинет министров не особо станет вмешиваться в детали документа. Интересно и поучительно сравнить предыдущий контракт правительства с Коболевым и нынешний. В конце концов, контракт с Коболевым должны подписать почти на срок, на который избираются депутаты Верховной Рады. Только председателя правления «Нафтогаза» не избирают, как депутатов. Его назначают.

Прежде всего Кабмин, вероятно, интересуют полномочия главы «Нафтогаза» и его обязанности. Особенно после уже проведенных этапов корпоративной реформы компании. А также правительство должно интересовать, сколько налогоплательщики вынуждены будут заплатить за безубыточность «Нафтогазу» и его главе? Изменятся ли полномочия Коболева и почему? Во что обойдется каждому гражданину — потребителю газа корпоративная реформа НАК и к чему она может привести? Сколько это будет стоить бюджету?

Чего хотят «Нафтогаз» и Коболев

Во-первых, по замыслу инициаторов, в частности из НАК, корпоративная реформа «Нафтогаза» имеет целью «внедрение правил и процедур, соответствующих лучшим мировым практикам и обеспечивающих защиту прав собственника, наличие полноценных и эффективных органов управления, четкое распределение полномочий, функционирование системы внутреннего контроля, устранение политического влияния и создание равных с коммерческими компаниями условий на рынке, что соответствует Принципам корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (ОСР)».

В целом, это призыв к правительству и отдельно Минэкономики и Минэнерго. Дальше — больше.

Основными предпосылками, необходимыми для достижения этой цели, «Нафтогаз» считает:

  • устранение политического вмешательства в управление компанией;

  • создание наблюдательного совета с большинством независимых директоров;

  • наделение наблюдательного совета необходимым объемом полномочий, включая утверждение стратегии, финансовых планов, назначение исполнительного органа;

  • построение эффективной системы внутреннего контроля, которая должна заменить существующие неэффективные государственные контроли;

  • определение статуса имущества компании, включая акции обществ, акционером которых является компания.

Что касается «устранения политического вмешательства в управление компанией» — логично. Остальные требования обсуждаются. Но не много ли требует «Нафтогаз» как государственная компания, которая провалила программу 20/20 (увеличение добычи газа в Украине до 20 млрд кубометров до 2020 года)?

Сегодня НАК с привлечением иностранных специалистов (куда же без них за деньги государственного «Нафтогаза») разрабатывает новую программу по добыче природного газа в Украине. Программа называется «Тризуб», и о ней будем рассказывать, когда вместо пустых обещаний представят конкретные расчеты.

Во-вторых — материальная помощь, доплата за «круглосуточную работу», стоимость медицинского страхования. Президент Зеленский также отметил, что заоблачные заработки глав крупнейших государственных компаний следует тщательно пересмотреть. Они не должны быть слишком низкими. Но и получать миллионы, когда почти все граждане и государство испытывают финансовые трудности, — недопустимо.

Достижения Коболева в «Нафтогазе»

Коболеву удалось с помощью нынешних независимых директоров осуществить корпоративную реформу «Нафтогаза» и перебрать на себя практически все важнейшие функции, одновременно отстранив или уволив нежелательных сотрудников. А также стараясь обезопасить себя от влияния бывших или ситуативных союзников.

С одной стороны, это логичное воплощение публично пропагандируемой стратегии Коболева, и в известной степени она имеет право на жизнь. С другой, в это время правительство как основатель и владелец «Нафтогаза» физически не успеет оценивать и направлять действия НАК и ее председателя. Надеемся на лучшее.

Иван ГОНТА


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter