Новости
Ракурс

Разбазаривание бюджетных средств

25 сен 2013, 13:23

По данным Счетной палаты Украины, расходы из бюджета на научную и организационную деятельность Национальной академии наук и отраслевых национальных академий наук не приносят ожидаемых результатов. Речь идет о первой половине 2013 года. Хотя очевидно, что тенденции, зафиксированные за это время, характерны для значительно более длительного периода.


.

Как оказалось, нормативно-правовые акты не определяют предельную численность академиков и членов-корреспондентов. Соответственно, и «множатся» они, не всегда имея для этого достаточные основания. Хотя, конечно, не такими бешеными темпами, как, например, полковники или генералы в нашей доблестной милиции. Это приводит к постоянному росту числа академиков и членов-корреспондентов и увеличению соответствующих расходов, отмечает Счетная палата. Неурегулированность порядка осуществления пожизненных выплат действительным членам (академикам) и членам-корреспондентам приводит к дополнительной нагрузке на государственный бюджет, поскольку нет ограничения пожизненной выплаты, а одни и те же ученые избираются в различных академиях за одни и те же научные достижения и заслуги. Как следствие, подобные выплаты составляют 42 % от общего объема средств на содержание президиумов академий.

Аудит эффективности использования бюджетных средств на научную и организационную деятельность президиума Национальной академии наук и президиумов отраслевых национальных академий наук, проведенный Счетной палатой, установил также, что академии не обеспечили надлежащего учета, хранения и эффективного управления объектами государственного имущества.

Академии предоставляли разрешения подчиненным учреждениям и организациям на заключение договоров аренды государственного имущества и при этом не осуществляли контроль над надлежащим содержанием такого имущества и эффективным его использованием. Академии не владели данными о состоянии оформления подчиненными учреждениями прав на недвижимое имущество. На начало 2013 года не обеспечено стопроцентное оформление государственных актов на право постоянного пользования земельными участками. А это создало предпосылки для их возможного отчуждения. Но при возникновении спорных ситуаций академии не оказывали своевременную юридическую помощь научным учреждениям по защите интересов государства.

Не способствовало эффективному использованию недвижимого имущества и земли участие академий в инвестиционных проектах с субъектами хозяйствования. В частности, из заключенных на протяжении 2000–2012 годов президиумом Национальной академии наук пяти договоров на жилищное строительство с соответствующей передачей застройщикам земельных участков площадью 35,66 га частично реализован только один. Договор с ООО СК «Бастион» через восемь с половиной лет расторгнут с потерей земельного участка площадью 0,4 га. Еще три договора не выполнялись в течение 7–12 лет, а земельные участки переданы застройщикам.

Из заключенных в 2005–2007 годах Национальной академией аграрных наук семи договоров с соответствующей передачей застройщикам земельных участков площадью 66,4 га работы не завершены ни по одному, а строительство приостановлено. В Национальной академии педагогических наук только по одному договору таким образом в столице отчужден земельный участок площадью 0,069 га. Некоторые главные распорядители осуществляли предоплату, позволявшую предприятиям — исполнителям работ бесплатно пользоваться бюджетными средствами.

Аудиты свидетельствуют об отсутствии контроля главных распорядителей за использованием бюджетных средств и принятием взвешенных управленческих решений при заключении соглашений на приобретение товаров, работ и услуг. Следствием этого стало неэффективное управление средствами и их распыление, а также закономерное образование задолженности.

Так, Министерство обороны предварительно направляло бюджетные средства на утилизацию боеприпасов предприятиям-исполнителям, которые не выполняли своих обязательств и со временем возвращали средства, а также заключало договоры и направляло средства предприятиям-исполнителям даже при отсутствии боеприпасов, подлежащих утилизации.

Заключенные Государственным комитетом телевидения и радиовещания договоры на оказание услуг по выпуску книжной продукции не выполнялись издательствами вовремя. Предоставление издательствами услуг с нарушением установленных соглашениями сроков позволяло бесплатно пользоваться бюджетными средствами, полученными в качестве предоплаты.

Вследствие предварительного направления Национальной академией наук средств на строительство (приобретение) жилья с 2006 года числится дебиторская задолженность, являющаяся безнадежной, поскольку строительные компании признаны банкротами.

В Министерстве чрезвычайных ситуаций (сейчас — Госслужба по чрезвычайным ситуациям) значительная сумма дебиторской задолженности также признана безнадежной. Из-за отсутствия первичных документов не ведется претензионно-исковая работа по взысканию с должников задолженности, возникшей по договорам строительства и приобретения жилья для лиц рядового и начальствующего состава, заключенным министерством еще в 2001–2002 годах.

Большинство главных распорядителей и исполнителей бюджетных программ не применяли штрафных санкций за нарушение сроков выполнения обязательств и условий по качеству (комплектности) товаров (работ, услуг) и не предусматривали при заключении договоров возможности изменить объемы закупки в зависимости от уменьшения объемов финансирования.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter