Новости
Ракурс
Евросоюз, флаг

Вильнюсское соглашение: потеряем или приобретем

Наша страна готовится к подписанию с Евросоюзом Соглашения об ассоциации. ЕС надеется оформить его на саммите «Восточное партнерство» в Вильнюсе 28–29 ноября нынешнего года. Ратификация, или придание юридической силы (лат. ratificatio: от ratus — решенный, утвержденный + facere — делать), после подписания со стороны ЕС должна состояться до мая 2014 года, т. е. до окончания работы нынешнего состава Европейского парламента. Результатом этого соглашения станет углубленная зона свободной торговли с европейскими государствами.


.

Решение об ассоциации с Европой — радикальный, прорывной шаг, способный улучшить ситуацию для украинцев, а не для стран ЕС. Требования, выдвигаемые к Украине, демократичны и находятся в рамках действующих европейских принципов и законов. Например, средняя ставка пошлин в Украине снизится для товаров из Евросоюза вдвое — с 4,95 до 2,42%, в то время как средняя ставка пошлин ЕС для украинских товаров уменьшится в 15 раз — с 7,6 до 0,5%. Пошлины на импорт европейских товаров в Украину будут снижаться постепенно, в течение четырех лет. Действие ввозных пошлин для украинских товаров отменят уже в следующем после подписания соглашения году.

После подписания соглашения ЕС выделит Украине 65 млн евро в виде гранта на модернизацию дорожной и авиационной инфраструктуры, а также морских портов. Кроме того, 41 млн евро долгосрочных кредитов от Евросоюза будет направлено на управление авиатранспортом и 200 млн евро — на расширение сети трансъевропейских дорог. Таким образом, Украина при выполнении брюссельских условий и в случае подписания Соглашения об ассоциации получит от ЕС время для адаптации и материальную помощь в размере 600 млн евро. Уже до конца 2013 года на реализацию проектов в сферах улучшения окружающей среды, на устранение технических барьеров в торговле, а также на региональное развитие, исходя из результатов работы украинского правительства, будет выделено 186 млн евро бюджетной поддержки — деньги, которые резервируют сегодня, а тратить их можно длительное время.

При этом основной проблемой Украины является отсутствие национальной программы стратегического планирования. Стремление углублять сотрудничество одновременно с Таможенным союзом и Евросоюзом, попытка поудобнее расположиться на двух стульях сразу свидетельствуют именно об этом. Наше общество разделено разнонаправленными устремлениями, и задача высшего руководства — объяснить и указать пути для большинства. Этот путь в Украине будет внедряться сверху, директивным, а затем и законодательным образом. Новый экономический и социальный договор между государством и обществом будет навязан власть имущими. Приватизация, широко прошагав по стране, подготовила современных лидеров, занимающихся экономиками полного цикла, от сырья до конечного продукта с невысоким уровнем добавочной стоимости. Современное руководство страны административными мерами выделило из своей среды новых экономических звезд, эффективно использующих предоставленный ресурс. И одним, и другим завтра нужно начинать жить по европейским принципам, с иными ответственностью и контролем. Модель рыночной экономики со значительной ролью государства, которая представляется сегодня приоритетной для руководителей страны, может сильно пострадать от европейского влияния. Политическое руководство уверено, что страна живет по существующим правилам; крупный бизнес убежден в их отсутствии. Особенно бизнес иностранный, сегодня покидающий Украину. Соглашение, которое будет подписано в Вильнюсе, способно вернуть интерес к стране, установив понятные правила для участников рынка. Крупнейшее государство Европы обязано стать адекватным и предсказуемым. Остается надежда, что деньги, выделенные для интеграции нашего государства в еврорынок, не будут в очередной раз проедены изголодавшимися персонажами, находящимися у кормушки. Искушенные европейцы придумывают разнообразные схемы, которые препятствуют расхищению средств, выделяемых даже в виде грантов, т. е. теоретически безвозвратно подаренных адаптирующейся экономике страны.

Главное национальное богатство Украины — земля и люди, способные к обучению. Огромное количество земли является безусловным ресурсом для социальной политики государства. В нашей стране этот ресурс очень слабо используется в сфере регуляторной политики. Она описывает правовое регулирование хозяйственных и административных отношений между органами государственной власти и субъектами хозяйствования, недопущение принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение препятствий для развития хозяйственной деятельности, осуществляемой в пределах, в порядке и способом, установленными Конституцией и законами Украины. Есть вероятность, что пристальное внимание европейцев к украинским специалистам «по осваиванию средств» если не положит этому конец, то значительно усложнит реализацию их способностей.

Поговорим о людях. Здесь стоит коснуться двух показателей: бюджета (от старонормандского bougette — кошелек, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) как главного финансового документа страны и валового внутреннего продукта (ВВП).

В связи с этим сразу же возникает третий немаловажный электоральный компонент — Пенсионный фонд Украины (ПФУ), который формально не соединен с бюджетом, но деньги в который следует положить и затем своевременно и правильно раздать. Если этого не сделать, люди, пришедшие на выборы, могут повести себя неосмотрительно и не проголосовать за личностей и плеяды, которых так требует страна. Значит, пенсионеров как самую активную часть электората игнорировать нельзя. Подачки в виде прибавки в 10 грн к пенсии выглядят несистемно и оскорбительно. Логично предложить и начать осуществлять проект, напрямую связанный с огромным количеством людей, участвовавших в создании позже существенно приватизированной мощи Украинской Советской Социалистической Республики. Проект связать со значительным увеличением пенсий и невозможностью выплатить их сегодня. Неплохо было бы рассчитать среднюю продолжительность жизни украинца, и если эта жизнь заканчивается раньше, то пообещать остаток заработанных пенсий наследникам. Нынешние высокие пенсии — только у чиновников, которые не участвуют ни в каких выборах. Даже возненавидев действующую власть за отсутствие пенсионных благодатей в электоральном плане, эта прослойка не представляет серьезной выборной опасности.

Поговорим все же о бюджете, доходы и расходы которого определяют все социальные сферы жизни общества. К определяющему фактору относятся также методы сбора и распределения государственных средств. Все это влияет на жизненный уровень населения, рост и падение ВВП. У нас стабильно дефицитный бюджет, мы тратим больше, нежели зарабатываем, и борьба с подобным явлением ничего, кроме изменения структуры и методики сбора, не предполагает. Упрощение деятельности бизнеса и минимизация коррупционных доходов сводятся к тому, что руководителям страны следует понимать: каждая копейка, украденная на подходе к бюджету, приводит к десятикратным потерям. Если чиновник получил взятку в размере ста тысяч за, например, незамеченный акцизный сбор, это означает, что бюджет недополучит миллионы. Владельцы ситуации в стране должны понимать, что черпать из полной чаши — логичнее. Сегодняшняя структура состоит из общегосударственного и местных бюджетов. Практически все налоги и сборы поступают сразу в центральный бюджет. Распределение происходит по субъективным параметрам и по целевому назначению централизованно. На местные бюджеты возложены все расходы на ЖКХ и инфраструктуру, а значит, дотации из центра, запланированные в размере чуть больше 25% от всех расходов госбюджета, крайне малы и не отвечают реальным расходам на социальные структуры и прочие нужды местных общин. Привлечение средств непосредственно в центр приводит к росту количества чиновников в столице, а количество с трудом переходит в качество.

Государственный бюджет отвечает за общенациональные проекты, за поддержку государственных предприятий, за государственный резерв и силовые ведомства, внешнеполитическую деятельность и аппарат управления, а также совместно с местными бюджетами — за медицинское обслуживание и образование. Целевое наполнение бюджета нужно начинать снизу, а не сверху. За выполнение бюджета должны отвечать чиновники — от президента страны и Кабинета министров до районных администраций. Неплохо бы ввести уголовную ответственность за вопиющие просчеты, тем более мы видим, что такая ответственность для избранных существует уже сегодня. Публичность и открытое обсуждение доходов и расходов бюджета не могут отрицательно повлиять на его итоговые данные.

Источники пополнения бюджета понятны — это налоги, акцизы, таможенные пошлины и рента за использование природных ресурсов, плата за аренду земли. Современные международные способы сборов в бюджет — тема отдельного разговора. Как и прогрессивная финансовая и инвестиционная политика, и решение проблем агропромышленного комплекса и ЖКХ, а также другие необходимые шаги, позволяющие полностью справедливо сформулировать главный государственный план. Доходная часть бюджета страны на 2014 год предусматривается в сумме около 400 млрд грн. Запланированная расходная часть превышает ее почти на 46 млрд. Это называется дефицитом бюджета. Для гармонизации главного финансового документа нужно либо уменьшить расходы, либо увеличить доходы. Еще многие надеются на сотрудничество с заокеанским Международным валютным фондом (МВФ), который в очередной раз способен подставить столь необходимое в период приближающихся выборов финансовое плечо.

Валовой внутренний продукт — показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, независимо от национальной принадлежности использованных факторов производства. Представители власти в лице руководителей Кабмина с завидным упорством озвучивают увеличение этого показателя с учетом сложившейся ситуации и перспектив роста ВВП после шагов в сторону европейской интеграции.

Есть еще один безусловный показатель — валовой внутренний продукт на душу населения, или паритет покупательной способности. Украина в 2012 году по этому критерию безнадежно отставала от развитых стран, находясь во второй сотне по разным оценкам и опережая только своего близкого европейского соседа — Молдову. На фоне движения к ассоциации с Европой, которая готова помогать своим новым участникам, но не будет бездумно выбрасывать средства, стоит пересмотреть существующие сложившиеся методы и способы руководства государством.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter