Новости
Ракурс

Уникальность — будущее бизнеса

Об этом рассказывает Ракурсу Ярослава Бутенкo, директор и управляющий партнер Компании корпоративных тренингов (СTС).


.

Почему она? В 1999 году Ярослава создала компанию СТС, которая в 2005 году, по версии журнала «Стратегии», была признана лидером тренингового рынка. Число крупных корпоративных клиентов СТС давно перевалило за сотню. Среди них — «Метинвест», «Северсталь», «Евраз», «Крафт» и другие индустриальные гиганты, банки, строительные, автомобильные, телекоммуникационные и фармацевтические компании, производители материалов и оборудования, операторы рынков пищевой, табачной и алкогольной продукции Украины и ближнего зарубежья. Словом, за спиной у Ярославы — огромный опыт взаимодействия с множеством компаний, оперирующих на разных рынках, который позволяет ей делать выводы и обобщать тенденции. С ней можно спорить, но то, что она говорит, заставляет, по меньшей мере, задуматься

— Ярослава, какие, на ваш взгляд, трансформации будут происходить с бизнесом в ближайшем будущем? Какие тенденции вы замечаете?

— Предупреждаю сразу — я буду радикальной. Кто-то может со мной не согласиться, но я говорю о том, что вижу. Начнем с персонала. Наша традиционная система занятости, существующая последние 150 лет, на мой взгляд, себя изжила. Она нерезультативна. Она, возможно, еще какое-то время просуществует, отчасти потому, что уровень осознанности в массах пока невысокий. Зарплаты, трудовые книжки — для меня это непонятно. То есть форма понятна, суть — нет. Это такая неплохо завуалированная форма рабства. Противоречие труда и капитала по Марксу. Здесь в основе — конфликт, это не может быть жизнеспособным. А главное — нет личной ответственности. А раз нет личной ответственности, нет и творческой энергии. Есть потребление.

Люди в своем большинстве мыслят в парадигме потребления. Послушайте наши разговоры: купил то-то, съездил туда-то, ел то-то. Почему мы не мыслим в парадигме созидания? Разве мы рассказываем друг другу, о чем мечтаем, что создаем? Это считается неинтересным, даже неприличным.

В отношениях между работодателем и работником не должно быть «точки нужды»*. А там, где нет «точки нужды», возникает свобода, а там, где свобода, там творчество. Отрадно, что мы уже начали отходить от традиционной системы занятости. Если верить статистике, приведенной в интернете, Украина сейчас занимает четвертое место в мире по уровню доходов среди фрилансеров**.

Мне кажется, что сама идея официального оформления — мертвая идея. Она хороша тогда, когда рынок стабилен и позволяет на эффекте масштаба, в том числе и за счет рабочей силы, достигать тех показателей по прибыли, которые ты себе запланировал. А сейчас рынок турбулентен. И оформленная занятость, и зарплата в том смысле, в котором мы привыкли, — понятия неработоспособные. Сейчас важна личная ответственность — за себя, за свою жизнь, за свою деятельность. Многие люди меняют свое отношение к работе. Создаются новые модели занятости — работа в проектах, удаленная работа. Я вижу на рынке труда и другие тенденции, в том числе тенденцию дауншифтинга, выгорания.

— А почему успешные люди все бросают, едут куда-то, в лучшем случае, на Гоа, в Камбоджу, Таиланд или, на худой конец, в деревню и живут за счет сдачи в аренду своих квартир?

— Это вполне объяснимо. Посмотрите, что мы делаем на рынке? Мы продаем одно и то же одним и тем же. Конкуренция жесткая, «голубые океаны»*** отсутствуют. Для того чтобы создавать «голубые океаны», нужно менять модели бизнеса, свои подходы к бизнесу. Мы уже это делаем, например, постепенно уходим от понятия «зарплата в месяц». И переходим к проектной работе. Краткосрочные контракты, как сказал один из западных гуру менеджмента, повышают долгосрочную лояльность. Начинаем ориентироваться на какие-то долгосрочные, но обозримые результаты, в которых мы видим ценности, и в которых видит ценность заказчик. Так что, если говорить о тенденциях, форма занятости будет, безусловно, меняться, только так бизнес будет результативным. А личная ответственность будет расти. Причем во всех направлениях жизни, а не только в бизнесе. Мы сами ответственны за свое личное счастье.

— А что в обозримом будущем станет залогом успеха в бизнесе?

— Будущее — за уникальностью. Если есть какая-то уникальность, которая представляет ценность для клиента, бизнес будет существовать. В то же время имеет смысл сознавать, что эта уникальность — не навсегда. Возьмем, например, компанию «Нокиа». Кто мог сравниться с этой компанией в 2001–2002 годах? И что с этой компанией сейчас? Поэтому важно осознавать временность ситуации — это не навсегда. Нужно ловить момент, создавать свою уникальность, нести личную ответственность.

В бизнесе уникальность будет приводить к фокусированности и некоему чувству меры. В традиционных парадигмах бизнеса мы привыкли постоянно наращивать объемы, прибыль, требовать постоянного роста продаж от своих сотрудников. Это ни к чему хорошему привести не может.

— Умеренность — это то, что, на мой взгляд, вообще мало свойственно современному человеку. А ведь это одна из основных человеческих добродетелей, причем не только в христианстве, о ней писали еще Аристотель и Платон...

— ...И Григорий Савич Сковорода, который говорил: «Надмір породжує пересит, пересит — нудьгу, а та вже — душевну хворобу». Чувство меры важно во всем — в своем потреблении, в своих запросах. С одной стороны, уникальность, с другой — чувство меры. Это рецепт счастья в бизнесе. Да и вообще в жизни.

Следующая важная тенденция современного бизнеса — он все больше и больше строится на человеческих отношениях. Конечно, технологические прорывы играют важнейшую роль, но для того чтобы этот технологический прорыв созрел, нужна энергия. Вопрос: откуда она будет браться? В первую очередь, из человеческого взаимодействия, из отношений.

— А что вредит бизнесу?

— Бизнесу очень вредит страх. Корпоративная культура множества компаний основана на страхе — страхе потерять работу, страхе совершить ошибку, страхе оказаться в ряду «худших» при оценивании результатов труда. А там, где есть страх, нет творчества, нет точных решений. И еще вредит суета, приводящая к ненужным, излишним затратам энергии. Могу привести пример из собственного опыта. Конкуренция в сфере навыковых тренингов сейчас огромна, в первую очередь, за счет тренеров-одиночек. Они часто выигрывают у тренинговых компаний благодаря более низкой цене. Можно, конечно, начать играть по их правилам и снизить цену до какого-то предела. Но что получается? Затраты энергии на разработку и проведение тренинга остаются прежними, ты продолжаешь выкладываться по полной, а цена твоего труда резко снижается. Я, конечно, имею конкурентное преимущество — свой опыт. Но проходит полтора-два года, и этот опыт нивелируется. Я могу оставаться на этом переполненном рынке, не вопрос. Но стоит ли затрачивать такое колоссальное количество энергии, если «выхлоп» минимальный?

— А что же делать?

— Я ищу свою уникальность, а также ищу ниши и рынки, на которых никого еще нет. Для меня важны два критерия. Первый — рынок свободен, я вижу перспективы; второй — меня «драйвит». Мне безумно интересно, и я понимаю, что могу на этом рынке что-то сделать и заработать, пусть немного, но мое чувство меры — достаточно. Ведь «надмір породжує пересит».

— Сковорода, я вижу, ваш любимый автор?

— Эта тема мне очень близка. Я поняла, что в наши обучающие курсы мы не вводим нашу, украинскую, традицию. У нас в этом плане мышление ориентировано на Запад. Мы все время оглядываемся на западных гуру. Я сама их очень уважаю. Но почему же мы не работаем со своими корнями, с их энергией? Почему мы не можем нормально скомпоновать то, что у нас давно есть, нормально подать это и быть в своей традиции? И я начала вводить в свою программу по личной эффективности, которая называется «Все потрібне дається легко», работы Сковороды. Потом в своих программах начала анализировать опыт ошибок, которые были допущены Киевской Русью — величайшим в свое время государством Европы, и начала на основе этого демонстрировать современные лидерские модели. Это приносит результат. Что еще раз доказывает: для того, чтобы твой бизнес был успешным, у тебя должны быть особые, личные отношения с тем продуктом, который ты делаешь. Он должен тебе очень нравиться. И тогда найдутся люди, которым он тоже понравится.

В свое время, десять лет назад, мне очень нравилась тема бизнес-симуляций, я пыталась их проводить, но тогда в Украине этого не понимал никто. Я со своим уникальным продуктом, который мне очень нравился, была «в минусах». А сейчас отраслевые бизнес-симуляции — самая модная и востребованная тема, хит-продукт. Мои клиенты — «Метинвест», «Северсталь», «Евраз», «Крафт», другие индустриальные гиганты. Мне повезло. Но понимаю, что так будет не всегда. Нужно будет искать что-то новое. И так постоянно.

— Вам удалось совместить свои столь разноплановые знания — об экономике, менеджменте и истории — в одном продукте. Вы ведь по первому образованию историк. Это некое возвращение к тому, что действительно близко вашей душе?

— Можно сказать, что я вернулась к себе. Когда вспоминаешь то, что тебе действительно близко и дорого, то, что любишь и начинаешь это делать, ты становишься автором, и ты не можешь быть неуспешным. Мы постепенно будем уходить от массового маркетинга, будем работать в собственных нишах. Те парадигмы бизнеса, которые сейчас изучаются в любой бизнес-школе, вскоре станут неактуальными. А на чем будет строиться бизнес? На авторстве, нишевости, личной ответственности, отношениях, уникальности, чувстве меры. Но надо помнить, что так будет не всегда...

 

*«Точка нужды» — крайняя степень потребности в чем-либо, уязвимое место, за которое может ухватиться собеседник (продавец, переговорщик, работодатель), чтобы добиться своего.

** Эксперты глобальной онлайн-платформы в сфере трудоустройства Elance обнародовали данные, из которых следует: Украина занимает четвертое место в мире по уровню доходов фрилансеров, работающих на зарубежные компании. По данным компании, сейчас около 11311 украинцев-фрилансеров работают на иностранные компании с зарплатой в среднем 16 долл./час. За последние пять лет украинцы только через данную интернет-площадку заработали 34,3 млн. долл. За в сентябрь 2012 года 342 украинских фрилансера заработали 1,072 млн. долл. Среди фрилансеров лидируют IT-специалисты, далее идут копирайтеры и переводчики, затем финансисты и управленцы.

*** В 2005 году У. Чан Ким и Рене Моборн написали революционную книгу о бизнес-стратегиях «Стратегия голубого океана», где вывели понятия «алый океан» и «голубой океан». «Алые океаны» — традиционные рынки, где существует жесткая конкуренция, «голубой океан» — это пока неоткрытые рынки, заветная область неудовлетворенных потребностей клиентов, где нет никакой конкуренции.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter