Ракурсhttps://racurs.ua/
Особенности украинских выборов: «джинса», «черный пиар» и карнавальные билборды
https://racurs.ua/538-vybory-ukraina.htmlРакурсПо словам политтехнолога Дениса Богуша, особенностью нынешней избирательной кампании является наличие одного фаворита, имеющего большой отрыв от остальных конкурентов. Поэтому отпадает смысл проводить негативные кампании против тех, кто занимает третье или четвертое место. Фактически ведется негативная кампания против одного кандидата.
.
«С завидным постоянством у нас пытаются применять негативную кампанию против конкурентов, а ведь она работает неэффективно, — говорит эксперт. — И скорее такая тактика не лучшим образом влияет на того, кто это придумал и осуществляет. Работает же контрпропаганда, аргументация. Сегодня менталитет людей очень изменился, они по-другому смотрят на многие вещи и эти игры быстро распознают. К сожалению, далеко не все кандидаты это осознали, по старинке тиражируя листовки, газеты с «черным пиаром», которые распространяются всеми способами и в больших количествах в разных регионах Украины. Считаю такие действия большой глупостью, ведь вычислить источник очень просто. Тем более в таком масштабе это шито белыми нитками.
Инструкции для агитаторов также могут содержать элементы манипулятивных технологий. Например, вот небольшой отрывок из одной: «Задать определенные вопросы и вывести человека на нужный вывод, например: «Почему, по-вашему, есть люди, которые поддерживают кандидата N (конкурента)?» Далее идет пояснение для агитатора: следует в процессе ответа ненавязчиво донести личные недостатки кандидата N (идет перечень недостатков). Если же избиратель радикально отстаивает свое мнение, спокойно завершить беседу словами «ваше право делать свой выбор, и ваше право знать правду обо всех кандидатах». Если же избиратель позитивно или нейтрально воспринимает вас, то следует переходить к третьему вопросу: «Почему только (кандидат агитатора) может сберечь государство и защитить людей?» Зачитывается ответ с перечнем достоинств. Далее идут несколько подобных вопросов-ответов».
По мнению Д. Богуша, эта кампания отличается также немалым количеством «черного пиара» в интернете. У кандидатов в президенты существуют не только аккаунты, но и антиаккаунты. По словам эксперта, ему удалось найти один негативный аккаунт против Тимошенко и гораздо больше против Порошенко. «Конечно, нам еще далеко до Америки, где, например, в 2004 году за Буша было 60 позитивных сайтов и 40 негативных, — говорит политолог. — Например, у Обамы на последних выборах только в Facebook было 250 аккаунтов. У нас подобные технологии еще не так активно используются. Полагаю, что все же будут пробовать задействовать различные фальсификации, админресурс, если один из кандидатов в президенты не поймет, что он точно не выиграет».
Если подкуп избирателей стал редким исключением в масштабах страны, то в Киеве он довольно распространен: раздаются набившие оскомину «наборы кандидатов» — ручки, блокноты, кепки или кульки с соответствующими логотипами; другие за возможность пробраться во власть не жалеют денег на установку лавочек, строительство детских площадок и другое благоустройство придомовых территорий; третьи, креативные, дарят впечатления — экскурсии по Украине, например, к святыням Почаева, по-родительски снабдив путешественников теплым пледом и попросив помолиться. По мнению господина Богуша, выбор Киева для подкупа избирателей совершенно неправильный, ведь люди здесь мыслят логично и стали другими после Майдана.
Кстати, все вышесказанное происходило бы, наверное, в значительно меньших масштабах, если бы законопроект №4741 относительно усиления ответственности за нарушение избирательных прав граждан 20 мая стал законом. К сожалению, «регионалы» и коммунисты не поддержали уголовную ответственность за подкуп избирателей. Согласно этому проекту закона, избирателя предлагалось наказывать штрафом от 100 до 300 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (то есть от 1700 до 5100 гривен) либо исправительными работами, или же ограничением свободы на срок до двух лет. Тех, кто подкупает избирателей, предлагалось наказывать ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок без права занимать определенные должности. Законопроект также предполагал ответственность за кражу или сокрытие избирательной урны с бюллетенями, или протокола подсчета голосов. За подобные действия планировалось наказывать лишением свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности на срок от одного до трех лет.
А пока все активные и неравнодушные могут сообщать об имевших место нарушениях. Например, Гражданская сеть «Опора» (всеукраинская сеть гражданских активистов) на своем сайте визуализировала их в виде «Карты нарушений», где наглядно можно увидеть, сколько их и какие именно имели место в вашем регионе. Здесь также есть возможность подавать информацию о нарушениях, которые перед внесением в базу, по словам активистов «Опоры», обязательно проверяются ее наблюдателями. Еще одной возможностью уже воспользовалось немало граждан Украины, став независимыми наблюдателями на выборах, зарегистрировавшись на сайте этой организации. На этом ресурсе можно найти учебную платформу для наблюдателей, практическую информацию для каждого избирателя, например, как реагировать на нарушения во время выборов, есть формы жалоб.
МВД Украины разработало и запустило на своем сайте геоинформационную систему «Выборы-2014», в которой отображена информация о правонарушениях, связанных с избирательным процессом. А если вы подали заявление о нарушении, то сможете, по словам главы МВД Авакова, контролировать ход его расследования. В ходе голосования можно будет оценить, сколько фиксируется нарушений, в каких регионах и могут ли они повлиять на результаты.
«Если говорить о честности нынешней кампании, сегодня мы можем назвать ее практически европейской, — отмечает Александр Черненко (Комитет избирателей Украины). — Конечно, есть проблемы с организацией. Но что касается фальсификаций, то мы зафиксировали только единичные факты админресурса (недавно, как все помнят, это было ключевой проблемой), подкупа, единственной проблемой осталась «джинса» (заказные материалы в СМИ), хотя случаев в разы меньше, чем раньше. Сегодня ни один кандидат не имеет монополии в комиссиях (ранее партия власти имела там большинство). То, как проходит избирательная кампания, дает нам возможность прогнозировать, что выборы пройдут честно».
Продолжая тему возможной фальсификации выборов, Ольга Айвазовская («Опора»), говорит, что админресурс не используется и этому есть простое объяснение: не сформирована жесткая вертикаль власти, тогда как в 2010 и 2012 годах на местных выборах админресурс имел значительное влияние на избирателей. Также эксперт отметила, что почти отсутствует подкуп. Нынешняя избирательная кампания является малобюджетной, ни у одного из кандидатов нет ресурсов для того, чтобы купить голоса и изменить порядок кандидатов. Видимо, поэтому ни один из претендентов на президентское кресло этого не делает.
Насколько «грязная» киевская кампания по выборам мэра? «Я бы назвал ее скорее карнавальной, — говорит Д. Богуш. — Ведь если посмотреть на кампанию наружной рекламы — билборды, то большинство из них делали далеко не профессионалы. То есть люди, не нанимая никаких специалистов, «жахнули» свой креатив на эти билборды. Получаются пестрые идеи, какие-то безумные месседжи. У меня (да наверное у многих) также большое удивление вызвало количество билбордов кандидата на пост президента Михаила Добкина в Киеве. Мы знаем его рейтинг в столице. Подозреваю, что это очень серьезное самолюбие и желание передавить информационно, занять рекламные площади. В соцсетях даже появилась игра под названием «кто найдет не разрисованный краской билборд Добкина». А ведь вместо этих билбордов можно было проехаться по Луганской и Донецкой областям, встретиться с избирателями. Другие ведь кандидаты туда в бронежилетах ездят...»
Общественное движение «Честно» еще в начале избирательной кампании разослало всем кандидатам в президенты запрос с просьбой открыть финансы: 1) кто дал деньги на залог в 2,5 млн грн; 2) источники поступления избирательного фонда; 3) сколько средств было потрачено во время президентской кампании и на что именно. «Ответ мы получили только от пяти кандидатов в президенты, — рассказывает Светлана Залищук. — Как известно, такие отчеты представляются в ЦИК уже после выборов и тогда становятся достоянием общественности. Эти кандидаты проявили добрую волю, ведь, несмотря на законодательство, не требующее сделать это до выборов, они пошли на этот шаг. Теперь кратко о полученной информации. Ольга Богомолец и Анатолий Гриценко разместили финансовые отчеты на своих сайтах, они единственные, кто добровольно с началом президентской гонки начали обнародовать эту информацию. Так, Ольга Богомолец получила поступления от пожертвований. Она не обнародовала фамилии этих людей и суммы, но показала, что ее фонд составил на сегодня 1 млн 437 тыс. грн, также показаны статьи расходов. Анатолий Гриценко сообщил, что его фонд составляет сейчас 8 млн 249 тыс. грн. Это также пожертвования — поступления от людей, список которых есть на сайте. Также отмечено, на что потрачены деньги, но без конкретных сумм. Петр Порошенко отметил, что все средства — и на залог, и в избирательный фонд, являются его собственными. Сейчас этот фонд составляет 88 млн 224 тыс. грн. 80% всех этих средств пошло на оплату эфирного времени на телевидении. Сергей Тигипко открыл лишь общие цифры — 68 млн грн и тоже отметил, что всю кампанию финансирует за свой счет. Избирательный фонд Юлии Тимошенко на сегодня составляет 40 млн 748 тыс. грн. Крупнейшим донором своей избирательной кампании она называет партию «Батьківщина». Еще 180 тыс. грн — пожертвования от физического лица, фамилия которого не указана. 80% всей этой суммы также ушло на оплату эфирного времени. Олег Тягнибок публично во время дебатов на телевидении пообещал открыть финансы еще до выборов, чтобы избиратели могли руководствоваться также и этой информацией, но пока этого так и не произошло. Со всеми данными более подробно можно ознакомиться на сайте общественного движения «Честно».
К тому же, этой общественной организацией был подготовлен законопроект №4846, который обязывает всех кандидатов на законодательном уровне открывать свое финансирование еще до выборов, это также касается и партий, которые должны ежегодно отчитываться о своем финансировании в открытом пространстве. «Интересно, что этот законопроект поддержало беспрецедентное число кандидатов в президенты: Порошенко, Тимошенко, Богомолец, Гриценко, Тягнибок и Тигипко, — рассказывает г-жа Светлана. — Законопроект был зарегистрирован 13 мая. К сожалению, 20 мая этот проект закона ставили на голосование дважды, и оба раза не хватило голосов вынести его на повестку дня. Таким образом, этот законопроект был отклонен. Это свидетельствует о том, что политические силы не готовы на данном этапе к тому, чтобы принцип прозрачности финансов стал правилом. Но мы будем и в дальнейшем прилагать все усилия, чтобы данный законопроект стал законом».
Чтобы выборы состоялись и президент был социально легитимным, по мнению Д. Богуша, обязательно нужно, чтобы в Луганской и Донецкой областях проголосовала хотя бы одна окружная избирательная комиссия. Тогда можно сказать, что президент был избран всей страной. Вот поэтому на Востоке готовится срыв выборов на уровне не участковых комиссий, а окружных.
«Для того чтобы выборы на Донбассе состоялись, нужно быть готовым оперативно реагировать на текущую обстановку в тех или иных городах во время выборов, — советует аналитик «Опоры» Александр Клюжев. — Нужно мониторить ситуацию и, учитывая безопасность и различные аспекты, принимать решение о возможности или невозможности открытия участков непосредственно перед днем голосования. Обеспечить конституционное право граждан избирать власть — это тест на способность государственной системы оперативно решать трудности. Право выбора можно рассматривать как элемент диалога, население должно посредством выборов быть вовлеченным в урегулирование ситуации, сложившейся в Украине. По прогнозам, при отсутствии серьезных угроз со стороны террористов явка будет не меньше, чем в 2010 году, когда избирались местные органы власти — в районе 50%».
«Почему в Донецкой и Луганской областях это происходит? Потому что вытерта национальная идентификация, этим Россия занималась много лет, — считает Д. Богуш. — Хотя именно в этих областях наряду с Запорожской и Днепропетровской в свое время было самое сильное и непокорное казачество. Еще Екатерина II уничтожала их, вычищая эти земли, а потом заселяя территории другим населением, и сейчас мы пожинаем плоды такой политики.
Сегодня очень важно искоренять хотя бы основные мифы российской пропаганды — например, о бандеровцах, «Правом секторе», о том, что эти регионы кормят всю Украину. Самое сложное для Юго-Востока — понять одну мысль: Россия — это враг. Они не могут этого осознать. Для них это самая шокирующая мысль. Даже те, кто участвовал в антитеррористической операции, воевали, не могут признаться в личной беседе, что Россия — агрессор.
Российская пропаганда построена очень грамотно, она работает со страхами, вот их нужно потихоньку нивелировать. Начать можно с простой вещи — раздачи листовок, развенчивающих эти мифы. Пока мы не уберем их, спокойно с жителями Востока общаться не получится. Соответственно, у нас будут проблемы с выборами. У нас возникнут другие проблемы в будущем».
Выборы нас ожидают непростые. В противовес мятежному и растерявшемуся Востоку социологи ожидают более высокую явку на Западе, в Центре и в Киеве, который раньше, как правило, активно не голосовал. К тому же, есть большие проблемы с организацией выборов, что, скорее всего, приведет к очередям на избирательных участках, поэтому эксперты советуют приходить голосовать не в пиковые утро или вечер. Возможно, не у всех хватит терпения, и это определенным образом скажется на явке. Вместе с тем, есть позитивные новости, например, так называемые «дружинники Ахметова» заявили, что берут под защиту избирательные участки в Мариуполе. Очень важно, чтобы те, кто хочет, смогли проголосовать. Ведь каждый дополнительный голос станет подтверждением легитимности выборов. Вспомнились слова Черчилля: «Плохих политиков выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы». Давайте не будем пассивными, ведь, ничего не делая, мы вряд ли что-то изменим.