Ракурсhttps://racurs.ua/
Децентрализация власти от президента: предложения и просчеты
https://racurs.ua/606-decentralizacija-mestnoe-samoupravlenie.htmlРакурсГлавный признак демократической системы управления в государстве — принцип народовластия, при котором люди на всех уровнях власти имеют реальные средства влияния на ее политику. Именно по таким правилам живут страны Евросоюза, в частности, Испания, Италия, Франция и Польша, где местное самоуправление играет большую роль. Такую практику пытаются внедрить и в Украине. Президент Петр Порошенко инициировал изменения в Конституцию, в основном касающиеся децентрализации власти. Попробуем разобраться, как это видится президенту.
.
Примеры местной самоорганизации
Сначала нужен ответ на вопрос: почему важной для Украины сейчас стала именно децентрализация власти? Прежде всего, потому, что от тоталитарного прошлого наша страна унаследовала признаки чрезмерной централизации власти. Вследствие этого заработанные на местах деньги в форме налогов передаются «наверх», где происходит их перераспределение в ручном режиме с последующим возвратом остатков «вниз». Во многом именно поэтому в Украине в течение последних двух десятков лет так и не сформировалось прогрессивное местное самоуправление.
Яркий пример — ситуация на Донбассе, города и села которого находились под огромным влиянием олигархов, народных депутатов и теперь уже бывшего президента, которые являются представителями одной политической силы с пророссийскими взглядами. В результате это вызвало полную неспособность местных общин влиять на ситуацию на своей территории, а впоследствии — еще и серьезный вооруженный конфликт.
Однако в других регионах Украины мы все же получили первые ростки активной организации общества на местах. Подтверждение тому — Львов, который за последнее десятилетие превратился в привлекательный в туристическом и предпринимательском плане город. Львовская городская власть пытается качественно наладить сотрудничество с местным бизнесом. Поэтому во Львове сегодня работает огромное количество частных кафе и ресторанов с качественным обслуживанием и ярким, креативным подходом к своей работе. Не последнюю роль в процессе организации туристического бизнеса в центре Галичины играет и гостиничный бизнес, ориентированный на туристов различной платежеспособности.
Из разговоров с представителями доступной и в прямом смысле открытой для посетителей львовской мэрии, которые радушно приглашают к себе журналистов из других городов Украины и мира, узнаем, что даже в нынешних непростых условиях они смогли навести порядок в городе: отремонтировать заброшенные здания и дороги, упростить условия ведения бизнеса, в том числе мелкого и среднего, увеличить количество рабочих мест. Однако гораздо лучших результатов можно было бы достичь с повышением статуса органов местного самоуправления, изменив, прежде всего, существующую систему финансирования.
Местные власти лучше центрального государственного аппарата страны знают местонахождение выбоин на дорогах и слабых канализаций, которые нужно срочно отремонтировать.
Именно поэтому им следует предоставить возможность распоряжаться большинством заработанных городом средств, чтобы направлять их на нужды его жителей и гостей, считает мэр Львова Андрей Садовый.
Также, по его мнению, следует максимально дерегулировать предоставление разрешений и услуг. Такие функции, помимо должностных лиц органов исполнительной власти, в состоянии выполнять широкий круг субъектов: бизнес-объединения, профсоюзы, общественные организации, представляющие гражданское общество и наделенные функциями и полномочиями по управлению. Тогда можно будет улучшить качество предоставления административных услуг местным жителям, которые не будут стоять часами в очереди за разными справками, разрешениями и другими документами, но и не будут вынуждены давать взятки за ускорение обслуживания.
Новинки медицины
Изменений к лучшему требует, в частности, и медицинское обслуживание. Первыми, кому удалось изменить ситуацию с обслуживанием пациентов на местах, достигнув в этой сфере положительных результатов, стали житомиряне. Именно в Житомире и области, благодаря внедрению так называемой «врачебной кассы», в которую все желающие могут вносить минимальные средства, стало возможным бесплатное лечение пациентов медицинскими препаратами. Инициатором внедрения в местных лечебных учреждениях такой практики, которая является переходным этапом к страховой медицине, стал известный онкохирург, кандидат медицинских наук, заслуженный врач Украины Зиновий Парамонов.
Все эти достижения, внедренные на местном уровне, нашли свое отражение в демократических предложениях децентрализации власти, которую пытается реализовать путем внесения изменений в Конституцию Украины новоизбранный президент. В своем проекте, который появился в конце июня этого года, он предлагает создать трехуровневую систему административно-территориальных единиц: регионы, районы, общины.
В предложенной президентом модели новым субъектом административно-территориального устройства государства является община, включающая один или несколько населенных пунктов (село, поселок, город), а также прилегающие к ним территории. Их жители наделяются правом самостоятельно решать вопросы местного значения в интересах населения как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Таким образом планируется делегировать им широкий круг полномочий.
В случае принятия предложенных президентом изменений в Конституцию в компетенцию общин войдут вопросы местного экономического развития, налаживания и содержания инфраструктуры, застройки и благоустройства территорий. Также они будут заниматься вопросами первичного здравоохранения и скорой медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторных условиях или по месту жительства (пребывания) пациента врачом общей практики и предусматривающей предоставление консультации, проведение диагностики и лечение наиболее распространенных заболеваний, травм, отравлений, патологических, физиологических (во время беременности) состояний.
В компетенцию общины будет входить организация среднего, дошкольного и внешкольного образования, работы муниципальной милиции и пассажирских перевозок на своей территории. Кроме того, она должна заниматься вопросами предоставления жилищно-коммунальных услуг и содержания объектов коммунальной собственности.
То есть в ведении общины останется все то, что местное население через органы местного самоуправления способно решить собственными силами и ресурсами. На обеспечение делегированных ей полномочий по проекту децентрализации власти будет выделяться стопроцентное финансирование без отвлечения собственных доходов.
На следующем же административно-территориальном уровне предлагается заниматься содержанием объектов совместной собственности территориальных общин района и транспортной структуры районного значения. Что же касается образовательной и медицинской отрасли, то в компетенции районов будет деятельность по обеспечению воспитания и обучения детей в школах-интернатах общего профиля, а также организация вторичной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных или стационарных условиях врачами соответствующей специализации.
На региональном уровне планируется закрепить ответственность за содержанием объектов совместной собственности территориальных общин региона и транспортной инфраструктуры регионального значения. Также здесь будут заниматься развитием культуры, спорта и туризма, заботиться о среднем специализированном образовании и высокоспециализированной (высокотехнологичной) медицинской помощи.
Последствия ликвидации государственных администраций
Вместе с тем глава государства планирует активизировать деятельность исполнительных органов районных и областных советов, забрав выполнение функций органов местного самоуправления от органов государственной власти. Однако к такому предложению у специалистов-конституционалистов возникли достаточно серьезные замечания.
Так опытный политик, экс-министр юстиции, доктор юридических наук, профессор Сергей Головатый считает, что ликвидация областных и районных государственных администраций разрушит унитарность Украины. Ведь децентрализация власти в пользу органов местного самоуправления и других уполномоченных субъектов не может носить абсолютный характер. «Поэтому идея ликвидации государственных администраций очень вредна для обеспечения одного из основополагающих принципов конституционного строя Украины — принципа унитарности. Это подрывная идея, она разрушает унитарность, особенно, когда есть признаки дефрагментизации Украины», — считает господин Головатый.
Его мнение разделяют и коллеги-ученые и известные общественные деятели — профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия», доктор юридических наук, чрезвычайный и полномочный посол Украины Владимир Василенко, эксперт по конституционному праву Центра политико-правовых реформ Ярина Журба, председатель правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко, президент Института избирательного права Юрий Ключковский, объединившиеся для поддержки проведения профессиональной и взвешенной конституционной реформы. По их мнению, предусмотренная проектом изменений в Конституцию полная ликвидация местных государственных администраций с введением института представителей президента Украины, которые назначаются единолично главой государства и действуют в регионах и районах, содержит определенные риски. Ведь при такой модели Кабинет министров не будет иметь никакого влияния на назначение и деятельность таких должностных лиц и «не сможет быть ответственным за обеспечение соблюдения Конституции и законов в деятельности органов местного самоуправления и за осуществление государственной политики на всей территории страны», что является его функцией в соответствии с пунктом 1 статьи 116 Конституции.
Поэтому правительство следовало бы привлекать к процедуре назначения и увольнения представителей президента. Также эти должностные лица должны быть ответственными, подотчетными и подконтрольными Кабинету министров. Поэтому более целесообразным видится сохранение института местных государственных администраций.
Замечания вызывает и то, что президент, в соответствии с нормами своего законопроекта, может остановить полномочия органа местного самоуправления только в случае признания Конституционным судом неконституционности принятого им решения. Ведь учитывая огромное количество органов самоуправления, исчисляемых тысячами, КСУ не сможет обеспечить своевременного и надлежащего рассмотрения таких дел. А это будет иметь негативные последствия для общества.
Непрозрачная инициатива
Однако, пожалуй, больше всего вопросов вызывает сам процесс подготовки изменений в Конституцию Украины. Ведь президент Петр Порошенко подал законопроект в Верховную Раду менее чем через три недели после дня инаугурации. Хотя его написание требует гораздо больше времени и усилий.
На это обстоятельство в своем заключении к проекту изменений в Конституцию Украины обратили внимание ученые. Они отметили, что опыт постоянных демократий свидетельствует: «тексты конституции или поправок к ней должны готовить признанные и незаангажированные специалисты-конституционалисты. Это залог подготовки взвешенного и грамотного проекта и одна из ключевых предпосылок для общественного доверия и поддержки конституционной реформы».
Что же касается законопроекта президента Украины Петра Порошенко, то до момента его внесения в Верховную Раду в публичном доступе не было ни самого текста этой законодательной инициативы, ни его концепции. Таким образом, участники общественного диалога были лишены возможности предметно обсудить необходимые изменения и внести свои предложения.
Правда, впоследствии это несоответствие было исправлено. На сайтах центральных и местных органов власти появился для обсуждения общественности текст предложенных изменений в Конституцию Украины. Поэтому остается надеяться, что оно окажется результативным и положительно скажется на содержании этого важного для страны документа.
Эта публикация была подготовлена при поддержке американского народа, предоставленной через Агентство США по международному развитию (USAID)в рамках проекта «Справедливое правосудие». Взгляды авторов и отдельные мнения, высказанные в материале, не обязательно отражают взгляды Агентства США по международному развитию или правительства Соединенных Штатов Америки.