Кроме процентов и самого долга кредиторы будут взыскивать с Украины еще и «долю роста экономики»
https://racurs.ua/962-krome-procentov-i-samogo-dolga-kreditory-budut-vzyskivat-s-ukrainy-esche-i-dolu-rosta-ekonomiki.htmlРакурс
Несмотря на предостережения финансово-экономических аналитиков, Верховной Радой Украины все-таки был принят пакет законов Украины о реструктуризации государственного и
гарантированного государством долга и частичного его списания. Был ли это единственный возможный способ решить судьбу грядущих поколений? Эксперты пожимают плечами и говорят об отсутствии в
действиях правительства здравого смысла.
Так называемая реструктуризация государственного и гарантированного долга больше похожа на
какую-то «схему», а не на четкий план помощи Украине в развитии экономических процессов.
Анализ содержания законов, соответствующих распоряжений и аналитических материалов правительства сводится к таким основным моментам процесса реструктуризации.
Правительству предоставлено право реструктуризации внешних долговых обязательств Украины путем выпуска и размещения ценных бумаг (облигаций, деривативов), выплаты доходов и погашения по которым
государство обязуется осуществлять деньгами или в иной форме по соглашению сторон.
В ближайшие четыре года расчетная дыра в платежных обязательствах Украины составит 40 млрд долл. США.
МВФ, Всемирный банк, страны-партнеры согласились частично финансово помочь Украине на специальных условиях, которые заключаются в необходимости реструктуризации коммерческого внешнего долга Украины. На сегодня долг, который обязалось реструктуризировать правительство, составляет примерно 19 млрд долл. США.
Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» относительно государственных деривативов по реструктуризации государственного и гарантированного государством долга и его частичного списания» от 17 сентября 2015 года № 701-VIII;
Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно реструктуризации государственного и гарантированного государством долга и его частичного списания» от 17 сентября 2015 года № 700-VIII;
Закон Украины «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения при реструктуризации государственного и гарантированного государством долга и его частичного списания» от 17 сентября 2015 года № 702-VIII;
Распоряжение КМУ «Некоторые вопросы совершения в 2015 году сделок с государственным долгом по государственным внешним заимствованиям и гарантированным государством долгом» № 859-р от 27 августа 2015 года;
Распоряжение КМУ «О начале процедуры реструктуризации государственного и гарантированного государством долга и его частичного списания» № 978-р от 22 сентября 2015 года.
По условиям договоренностей правительства со Специальным комитетом кредиторов, путем изменения номинала облигаций с 1000 до 800 долларов США Украине якобы списывается 20% внешних коммерческих долгов — это примерно 3,8 млрд долл. США, то есть
всего пятая часть внешнего коммерческого долга от 19 млрд долл. США. Однако проценты по купону новых облигаций увеличились на 0,53 процентных пункта — до 7,75%. А сами долги никуда не исчезают,
только уплата обязательств по их основной сумме (теле кредита) откладывается на 4 года. Кроме того, в течение периода реструктуризации осуществляются все платежи, связанные с выпуском
облигаций и обслуживанием долга.
Все, как известно, имеет свою цену. Вот и зарубежные кредиторы в качестве платы за отсрочку уплаты долговых обязательств и списание 3,8 млрд долл. США, кроме процентов, доходов и самого
долга, потребовали еще и долю роста экономики (в мире прецедентов определения такой зависимости еще не было). А именно: при росте ВВП от 3 до 4% — 15%; при росте ВВП более 4% — 40% от каждого
процента такого роста; до 2025 года — ограничение выплат — 1% ВВП. Такие обязательства оформляются выпуском специальных ценных бумаг — деривативов, которые не имеют номинальной стоимости, но
привязаны (механизм пока обсуждается) до суммы списанных долгов и подлежат уплате с 2021 до 2040 года.
Крупнейшими очевидными последствиями и оговорками о проведении реструктуризации внешних коммерческих долгов по правительственному плану являются: дальнейшее накопление долгов Украины; отсутствие
реального его списания; то, что фундаментальных договоренностей о реструктуризации долга России, который составляет 3 млрд, не достигнуто; уплачиваются значительные средства (на сегодня уже около
17 млн долл. США) советникам частных финансовых компаний за участие в переговорном процессе по реструктуризации; обязательства и выплаты по долгам могут осуществляться не только денежными
средствами, но и имуществом Украины и независимо от ежегодно спланированной бюджетом суммы; параметры роста экономики не влияют на повышение качества жизни населения, а будут направлены на
погашение новых долгов; поскольку реальные прогнозы экономического развития отсутствуют, а к 2040 году, учитывая нынешнюю ситуацию и рыночную конъюнктуру, спрогнозировать их почти невозможно, то
вознаграждение внешних кредиторов может значительно превысить сумму списанного долга.
Зато в краткосрочной перспективе у нас есть только 4-летний перерыв в уплате долговых обязательств, который руководители государства не имеют права потратить зря. При этом договоренности с внешними
кредиторами, которые еще продолжаются, должны быть кардинально доработаны и донесены до общественности.