Ракурсhttps://racurs.ua/
Кіотський протокол: історія політичних рішень. Частина 1
https://racurs.ua/ua/15-kiotskyy-protokol-istoriya-politychnyh-rishen-chastyna-1.htmlРакурс31 декабря 2012 года заканчивается первый период обязательств по Киотскому протоколу — документу, содержащему количественные обязательства по снижению выбросов парниковых газов. И какие глобальные изменения произошли со времени подписания Протокола?
.
В 1992 году на «Саммите Земли», проходившем в Рио-де-Жанейро, 189 стран мира подписали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК). Цель конвенции —добиться стабилизации концентраций парниковых газов (ПГ) в атмосфере на безопасном для климатической системы планеты уровне. Подписавшие РКИК страны делятся на три категории.
К первой относятся развитые страны —члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также страны с переходной экономикой (в том числе Украина), принявшие на себя особые обязательства по ограничению выбросов.
Во второй категории исключительно члены ОЭСР, взявшие на себя финансовые обязательства в деле помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой (включая помощь в разработке и внедрении экологически чистых технологий).
В третьей категории —развивающиеся страны, которые ничего никому не обещали, поэтому ничего никому не должны.
В декабре 1997 года в дополнение к РКИК был подписан Киотский протокол —международное соглашение, обязывающее развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.
Киотский протокол —первое глобальное соглашение об охране окружающей среды, основанное на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.
Страны, подписавшие протокол (их список дан в Приложении B к протоколу), определили для себя количественные обязательства по ограничению выбросов на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года. Они обязались снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов шести типов парниковых газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводородов, перфторуглеводородов, N2O, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года, который был принят как базовый.
Основные обязательства взяли на себя развитые страны. Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %, США —на 7, Япония и Канада — на 6 %. Страны Восточной Европы
и Балтии обязались снизить выбросы ПГ в среднем на 8 %. Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в
Развивающиеся страны, такие, как Китай, Индия, Индонезия, Южная Корея, Сингапур и Таиланд, обязательств на себя не брали.
В 2007 году на глобальных климатических переговорах (конференции сторон) все участники согласились с тем, что сокращение выбросов парниковых газов на 5 % только со стороны развитых стран не способно решить проблему изменения климата. Экономическая карта мира существенно изменилась. Страны, ранее считавшиеся развивающимися, стали центрами мировой индустрии, а следовательно, основными источниками вредных выбросов. Однако эти страны все еще не несут никаких экологических обязательств.
В то же время гибкие рыночные механизмы Киотского протокола —совместное осуществление, механизм чистого развития и даже торговля квотами —являются скорее финансовым инструментом, чем инструментом сокращения выбросов. Поэтому было принято решение заменить Киотский протокол новым посткиотским соглашением, в котором будут пересмотрены обязательства государств, механизмы и инструменты реализации задач.
В 2009 году был сделан первый конкретный шаг. Принято Копенгагенское соглашение, зафиксировавшее новый ориентир: ограничение антропогенного (вызванного деятельностью человека) роста средней глобальной температуры до 2 градусов по Цельсию, который со временем может быть ограничен 1,5 градуса.
В 2010 году прошел климатический саммит в Канкуне (Мексика), на котором не было принято никаких принципиально новых соглашений. В 2011 году была принята так называемая Дурбанская платформа, оформившая промежуточное решение проблемы: пролонгировать действие Киотского протокола, точнее, инициировать с 2013 года второй период обязательств. Конечный срок его пока не определен, это зависит от сроков принятия и ратификации посткиотского соглашения. Ориентировочно —2020 год. А обязательства пока не согласованы.
Поскольку переговоры в рамках РКИК ООН являются дискуссией не экологов, а политиков и экономистов, у всех государств должна быть достойная мотивация для того, чтобы согласовать и принять документ, ратифицируемый всеми государствами. В первую очередь, у государств, на чью долю приходится максимальное количество выбросов. То есть у стран, пока не ограниченных обязательствами по Киотскому протоколу.