Ракурсhttps://racurs.ua/
Як захистити своє конституційне право на мітинг?
https://racurs.ua/ua/400-yak-zahystyty-svoie-konstytuciyne-pravo-na-mityng.htmlРакурс
В связи с решением Кабмина от 21 ноября о приостановлении заключения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС сотни людей вышли на Майдан Независимости, воспользовавшись своим конституционным правом на мирные собрания, пишет jurliga.ligazakon.ua. Но, как сообщают СМИ, Окружной административный суд Киева 21 ноября по иску КГГА принял решение об ограничении проведения акций на Майдане Независимости. Иск был удовлетворен полностью — суд постановил запретить во время проведения мирных массовых акций устанавливать малые архитектурные формы в виде палаток, киосков, навесов, в том числе временных и передвижных, с 22 ноября 2013 года по 7 января 2014 года на Майдане Независимости, ул. Крещатик и Европейской площади в Киеве.
Традиционно актуальным в Украине является вопрос о правомерности ограничения реализации права на мирные собрания. Согласно части 2 статьи 39 Основного Закона, только судом может устанавливаться ограничение относительно реализации права граждан собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Ограничения устанавливаются только в интересах национальной безопасности и общественного порядка — с целью предупреждения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.
Инициировать ограничение мирных собраний могут органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (часть 1 статьи 182 КАС), обратившись в суд с иском о 1) запрете запланированных субъектами права мирных собраний; 2) ограничении права на мирные собрания.
В то же время, статья 183 КАС наделяет организатора (организаторов) собраний, митингов, шествий, демонстраций правом обратиться в админсуд по месту проведения этих мероприятий с исковым заявлением об устранении ограничений в реализации права на мирные собрания со стороны органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, извещенных о проведении таких мероприятий.
Решая административный спор об ограничении реализации права на мирные собрания, суд должен исследовать, имеются ли основания для запрета запланированных субъектами права мирных собраний или иного ограничения права на мирные собрания, а также проверить соответствие таких оснований действующему законодательству. При этом суды должны принимать во внимание нормы общего характера в сфере права на мирные собрания, а также соответствующую практику судов высших инстанций и Европейского суда по правам человека. Такие нормы предусмотрены, в частности, Конституцией Украины, КАСС, Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 года. Решение КСУ от 19 апреля 2001 года по делу о заблаговременном уведомлении о мирные собрания и прецедентная практика Европейского суда по правам человека содержат результаты толкования норм, которые закреплены в указанных актах.
ЕСПЧ указывает, что соблюдение в государстве таких статей, как 10 (право на свободу выражения взглядов), 11 (право на мирные собрания), 3 Протокола № 1 (право на свободные выборы), является «лакмусовой бумажкой демократичности государства». И одной вероятности нарушения порядка недостаточно для запрета мероприятия: анализируя ситуацию, власть должна оценить потенциальный масштаб угрозы для того, чтобы применить ресурсы, необходимые для урегулирования опасности. Иначе, считает Суд, если бы каждая вероятность напряжения между оппозиционными группами во время демонстраций была основанием для запрета подобных мероприятий, общество было бы лишено возможности слышать разные мнения относительно определенных вопросов.
Также обращаем внимание на свежее решение Европейского суда по правам человека от 14 ноября 2013 года по делу «Шмушкович против Украины», в котором указано на необходимость законодательного урегулирования порядка проведения мирных собраний. ЕСПЧ постановил: выплатить 2 тыс. евро одесскому депутату и принять закон о мирных собраниях.
Что касается ответственности митингующих, в Кодексе об административных правонарушениях есть статья 185-1 «Нарушение порядка проведения и организации собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций». Но задерживать за нарушение несуществующего порядка мирных собраний некорректно, считает партнер ЮК «Юскутум» Денис Овчаров: «В решении ЕСПЧ «Веренцов против Украины» четко указано, что в Украине нет порядка проведения митингов и, соответственно, Украина должна устранить данный пробел в законодательстве».
Действительно, в Украине нет единого специального закона, который бы регулировал вопросы реализации права на мирные собрания. Но есть мнение, что излишняя регламентация только усугубит положение украинцев с реализацией права на мирные собрания. В Раде зарегистрированы два законопроекта: № 2508а, поданный народными депутатами от ПР, «Батькивщины» и Коммунистической партии, а также № 2508а-1, поданный ударовцами.
.