Новости
Ракурс

Главная смета страны: как ночью поделили деньги

23 дек 2016, 10:33

«Ракурс» пообщался с народными депутатами, которые разбираются в экономике, и выяснил, каким же является принятый бюджет-2017 — антисоциальным или, все же, как его назвал премьер-министр Владимир Гройсман, человекоцентрическим.


.

Виктор Пинзеник, член депутатской фракции партии «Блок Петра Порошенко», член Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета:

— Я воздержался от голосования за этот бюджет. Поясню почему. Мы привыкли оценивать бюджет с точки зрения кому сколько дали. Речь идет об образовании, медицине, социальных выплатах и т. д. Первый вопрос, который должен задать себе каждый: а есть ли деньги, которые раздавали? Кажется, мелочь, но ведь ни одна семья не позволяет себе планировать свои расходы, зная, что нет доходов. Так вот если посмотреть на проблему фундаментально, потому что качество бюджета заключается прежде всего в его основном назначении, то надо не написать в нем цифры, а дать реальные средства.

Виктор ПинзеникДоходы этого бюджета составляют (немного округлю) 720 млрд грн, а расходы — 790 млрд. Дефицит — 77,5 млрд грн. Это означает следующее: кому-то сказали — ты хочешь высокую зарплату, так пойди попроси денег. Все хорошо понимают, что это очень красивая обертка — хочешь тысячу гривен, одолжи их. Но их надо будет возвращать, еще и с процентами. Это люди хорошо понимают. Правда, когда речь идет о государственных долгах, то такой связи они, к сожалению, не видят, но, по сути, им предлагают увеличить доходы определенному сектору экономики за счет долга, который надо отдавать. Я бы не говорил об этой проблеме, если бы страна критически не увеличивала долги. Именно это — одна из наших фундаментальных проблем.

Кто-то скажет, мол, так было всегда, и так называемые виртуальные деньги закладывались и раньше в бюджет. Я утверждаю, что всегда так не было. Например, когда я работал в правительстве, тогда был небольшой дефицит, но он оценивался цифрами 8–10 млрд грн.

Когда мы сегодня говорим о дефиците бюджета, то на самом деле это не 77 млрд грн. Проблема, которая сейчас возникла с «ПриватБанком», показала то, о чем я говорил каждый год: реальный дефицит бюджета не тот дефицит, который показан в бюджете. Потому что большая часть расходов бюджета не показывается как его расходы. Вот такой парадокс.

В связи с национализацией «ПриватБанка» бюджет не будет пересматриваться. Потому что в нем закладывается норма, в которой не зафиксированы расходы, а есть только право на расходы. Так делается уже не первый год. Например, если вы откроете статью 16 и 17, то там написано о праве осуществлять расходы, но конкретной цифры не указано. Одно из направлений таких расходов — это средства на капитализацию банков. Можно сказать, сколько хочешь, столько и берешь.

Причиной государственного долга является дефицит бюджета. Здесь парадокс заключается в следующем: если дефицит бюджета составляет 77 млрд грн, тогда откуда взялся долг страны в 2,3 трлн грн? Эта цифра заложена в бюджете на конец следующего года. Притом, что сегодня последняя опубликованная цифра 1,7 трлн грн.

О том, на кого направлен бюджет. Спрашивается, можно ли поднять минимальные заработные платы, я утверждаю — можно. Проблема в другом: люди хотят не просто, чтобы в их карманах было больше бумажек, они хотят лучше жить.

Посмотрим на цифры официальных документов. В бюджете заложен рост экономики в следующем году на 3%. Пока не ставлю под сомнение эту цифру и не говорю, вырастет так экономика или нет. Так вот — можно в этой ситуации добиться роста уровня жизни на 20%? Для меня и простых украинцев ответ очевиден. Поэтому озвучиваемые декларативные заявления, к сожалению, не имеют оснований. Потому что реальный рост уровня жизни обеспечивает растущая экономика. Очень хочу, чтобы каждую гривну, которую человек дополнительно получит, в магазине встречал реальный товар, а не более высокая цена. Но мы не ждем такого роста производства, которое обеспечило бы наполнение карманов.

Меня обеспокоил не сам бюджет, а то, что законы, на базе которых готовился этот финансовый документ, вносились с колес. В них было очень много сюрпризов. Один из них стал предметом противостояния: когда на второе чтение выносился проект закона, который в первом чтении не голосовался. Речь идет об изменениях в Налоговый кодекс, который создает налоговый «рай» для избранных. Закон называется «Об улучшении инвестиционного климата», а я предлагаю добавить «для избранных». Ведь в нем есть норма, благодаря которой все должны платить НДС, а избранные институты освобождаются от этого налога. Не надо искать офшорные схемы в других странах, потому что они созданы здесь. К сожалению, там еще немало подобных норм. А ведь именно на их базе и готовился бюджет.

Спрашивается, почему решение бюджетного комитета принималось буквально утром? А потому, что юридически нельзя было принимать решение, поскольку бюджет считался на законах, которых в природе не существовало.

Юрий Деревянко, внефракционный народный депутат:

— Ключевые параметры бюджета заключаются в следующем: 50 млрд грн идет на субсидии. Это означает 100-процентную, полную легализацию тарифов и их оплату по завышенным тарифам владельцам нефтегазовых компаний.

Юрий ДеревянкоВторое. Впервые в истории Украины зарплаты тем же учителям будут платить из государственного бюджета, а все остальные расходы, обеспечивающие функционирование школ и больниц (коммунальные услуги и т. д.), будут платиться из местных бюджетов. Это не что иное, как ограбление местных бюджетов. Кстати, те учебные заведения, которым не хватает денег, вынуждены будут обращаться к областной государственной администрации за дополнительными дотациями. Таким образом, эти учреждения ставят под контроль облгосадминистраций.

Также считаю неправильным то, что из средств местных бюджетов будут платить зарплаты школьным техническим работникам, лаборантам, библиотекарям, а учителям — из государственного бюджета. Таким образом, школьный персонал поделили на белых (учителя) и черных (все остальные).

Кроме того, благодаря этому бюджету наиболее незащищенные слои населения будут фактически обречены. Ведь никто из местного бюджета не сможет оплатить государственные льготы (лекарства для чернобыльцев, ветеранов войны, АТО, малообеспеченных семей, детей-инвалидов). Это все невозможно, потому что нет денег. Эти расходы перебросили с государственного на местный бюджет. На самом деле это неправильно.

В то же время мою поправку о том, чтобы оставить действующие налоги для предпринимателей I–II групп, работающих на едином налоге, не поддержали. Это означает, что уровень налогообложения мелких предпринимателей вырастет вдвое. Это фискальное давление.

Конечно, ни один бюджет не бывает очень хорошим или очень плохим. В этом также есть позитивные вещи. Наши товаропроизводители, речь идет о деревообрабатывающей отрасли, смогут завозить оборудование без уплаты пошлины. Повышение зарплаты на 20–30%, а иногда и на 50% — тоже хорошо. Но это все относительно. Если сравнивать с тем, что этого повышения вообще не было бы, то конечно, хорошо, что оно есть. А если сравнивать со справедливой индексацией, которая должна составлять 120%, а не 20–30% (в лучшем случае некоторые категории получат до 50% повышения), то это далеко не то, что надо.

Аналогичная ситуация и с «ПриватБанком». Все мы заплатим 148 млрд грн «ПриватБанку» за то, что бывшие владельцы вывели деньги из этого финансового учреждения. Они их украли и сказали государству: заплатите, пожалуйста. А если бы он «упал», лучше бы не было.

Наконец должен сказать, что от этого бюджета круто выигрывают олигархи и коррупционеры, а больше всего проигрывают мелкие предприниматели и наименее защищенные слои населения. И если мы еще заплатим 148 млрд «Привату», а это надо будет сделать, иначе финансовая система просто рухнет, то проиграют все украинцы. А эти ребята, которые нас ограбили, будут купаться как сыр в масле.

Александр Кирш, член депутатской фракции политической партии «Народный фронт»:

Александр КиршНам подсунули такой бюджет, за который, видимо, не стоило бы голосовать даже ради стабильности. Понимаете, задекларированное повышение зарплаты до 3200 грн — чисто формальное. На самом деле гарантия на уровне 1600 грн. Но даже если 3200 — это всеобщая уравниловка. Сливается зарплата рабочих I и V разрядов, аналогичная ситуация с врачами и медсестрами. Все сводится к тому, кого переведут на полставки. Не факт, что переведут именно уборщицу или медсестру, это может быть врач или учитель. Таким образом будут экономить деньги. Ведь фактически на зарплаты выделяют очень мало, и их задекларированный рост будет компенсироваться тем, что людей будут массово переводить на полставки. Эти процессы уже начались.

Хуже всего то, что это означает реальный рост налогов. Речь идет о минимальном Едином социальном взносе, который составит 704 грн. Многие предприниматели такой рост налога просто не выдержат. Это приведет к падению товарной массы, росту курса доллара, массовой безработице и т. п.

Также рост единого социального взноса может повлечь за собой безработицу. А когда реально начинается безработица, зарплата тех, кто остался, падает. И это не зависит от написанного в бюджете. Не бывает так, чтобы в стране царила безработица, разрушалось предпринимательство, а зарплаты у тех, кто остался, росли. Кроме того, уменьшается товарная масса, а это значит, что будет падать гривна. Это я вам говорю как экономист, а не политик.

Олег Березюк, председатель депутатской фракции политической партии «Объединение «Самопомощь»:

— Бюджет в любом случае был бы принят, ведь в парламенте существует олигархическая коалиция, которая состоит не из двух, а по крайней мере из четырех фракций и олигархических групп. В этом документе все же появились важные вещи, позволяющие стране развиваться: сохранен механизм прямого распределения акцизного налога на места, чтобы дать возможность самостоятельно развиваться общинам и органам местного самоуправления; введена альтернатива спецрежиму налогообложения для сельскохозяйственных производителей в виде прямой дотации для предпринимателей агропромышленного комплекса в зависимости от суммы уплаченного ими НДС; устранено влияние повышения минимальной заработной платы на рост тех или иных платежей или показателей, как, например, судебный сбор или штрафы. Однако негативным является тот факт, что поправки против роста единого налога для физических лиц-предпринимателей (ФЛП) II группы были отклонены.

Олег БерезюкКроме того, по представлению правительства в налоговой сфере введен единый реестр заявлений о возмещении НДС, который делает эту процедуру прозрачной и уменьшает коррупционные злоупотребления со стороны Государственной фискальной службы (ГФС).

Наиболее существенными недостатками бюджета является то, что парламент успешно пролоббировал интересы «Укрнафты», уменьшив почти вдвое размер ренты за добычу нефти; были внесены изменения в налогообложение лотерейного бизнеса, втрое уменьшат поступления в бюджет от этой прибыльной отрасли. В Налоговом кодексе есть нормы по плательщикам, осуществляющим свою деятельность на оккупированных территориях и, возможно, финансирующим террористов. Это может быть первым тревожным сигналом начала экономической реинтеграции оккупированных территорий в живое «тело» страны.

Были проигнорированы предложения фракции и продлены функции ГФС как карательного органа, не разрешена передача баз данных фискальных служб в Министерство финансов. Кроме того, правительство не вносит на голосование законопроект о создании финансовой полиции, хотя он разработан и именно от вступления в силу этого закона зависит ликвидация налоговой милиции.

Наконец, ограблены местные бюджеты и сделан шаг назад в финансовой децентрализации. Так, расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг и заработную плату непрофильных работников медицинских и образовательных учреждений переложены на плечи местных бюджетов, в результате чего существенно сократятся бюджеты развития крупных городов, а небольшие города, поселки и общины рискуют вообще остаться без средств на развитие.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter