Новости
Ракурс

Диагноз медицинского образования в Украине: алхимические тесты и американские экзамены по-новому

Заместитель министра здравоохранения Александр Линчевский сел за парту: 28 марта вместе с будущими медиками он решил сдать экзамен «Крок 3», в который в этом году впервые включили субтест с заданиями американского экзамена для врачей-интернов. Нельзя не отметить, что тестирование проходило в организационном хаосе, с более чем часовым опозданием и в присутствии посторонних лиц в спецформе, которые обыскивали интернов металлоискателями.


.

Прошел ли Линчевский тест после 17 лет работы в практической медицине? Об этом обещают сообщить позже. Между тем Минздрав еще раз подчеркивает, что результаты американского экзамена не влияют на конечный результат. «Крок 3» — это своего рода ревизор, который оценит состояние украинского медицинского образования по сравнению с международными стандартами.

Уже давно мечтают о сне студенты-медики, готовясь к сверхважным экзаменам в мае. И это понятно, ведь «Крок 2» сдают на выпускном курсе, а результат «не сдал» означает, что ты не получишь диплом, а повторить попытку сможешь не ранее чем через год. Волнуются гораздо больше, чем обычно, еще и потому, что в этом году их также ожидает оценка компетенции будущих медиков с помощью экзаменационной программы IFOM (International Foundations of Medicine, или Международные основы медицины), разработанной Национальным советом медицинских экзаменаторов США (NBME).

Металлоискатели перед экзаменом «Крок 3»

Именно методы стандартизированного оценивания будущих медиков, разработанные NBME, стали основой для украинских экзаменов «Крок». Центр тестирования при Минздраве называет их «независимым объективным оцениванием профессиональной компетентности будущих медиков в Украине». А вот студенты и преподаватели имеют другое мнение, считая «Крок» некачественной копией традиционного для США профессионального врачебного экзамена Step (хорошо только перевели название). Как следствие, украинским студентам приходится заучивать заведомо ложные утверждения, несуществующие названия болезней, методы диагностики и лечения. И у них есть опасения, что проведение американских тестов в украинской интерпретации также будет отличаться от оригинала.

Понимая, что изменения системы здравоохранения невозможны без изменений в медицинском образовании, «Ракурс» узнавал, куда сегодня шагает украинское медицинское образование, у Натальи Литвиновой, декана медицинского факультета №2, кандидата медицинских наук, доцента кафедры хирургии №4 НМУ им. Богомольца. Кроме того, мы услышали мнение студента 6-го курса медицинского факультета №2 Дмитрия Дубенко.

— Наталья Юрьевна, что не так с украинскими государственными экзаменами «Крок», насколько они отличаются от американского аналога?

Наталья Литвинова— Объясню, что обычно (почти во всех странах) есть два уровня контроля выпускников-врачей: внутренний (непосредственно вуз) и общенациональный (контролирует государство). В 1999 году был создан Центр тестирования при Минздраве. Это произошло еще до введения Болонской системы образования в Украине, которая не предусматривает подобных тестирований. Планировалось сделать что-то вроде американского независимого тестирования, даже взяли то же название — шаг (с англ. — step). Украинские тесты, как и американские, имеют три ступени: теоретические предметы, клиническая медицина и тестирование интернов.

Если в дипломе украинского студента-медика написано «сдал», то в Америке Step 2 влияет на будущее студента. В зависимости от успешности сдачи экзамена он может рассчитывать на резидентуру: студентов с высокими баллами приглашают авторитетные клиники, а тех, кто сдал тест плохо, — никто.

В США экзамен состоит из двух этапов. Первый (на компьютерах) длится 9 часов. Второй этап — 12 актеров, разыгрывающих определенные патологии. На экзамене нужно принять всех этих 12 больных (дают 15 минут на осмотр каждого, 10 — на записи). В Украине — только тест, который длится 4 часа. На этом все. Если ты не сдал экзамен, несмотря на все остальные успехи, диплом не получишь.

Наполнение экзаменов «Крок» очень отличается от оригинала. В Америке их пишут люди, которые разбираются в материале, и тесты проходят множество проверок.

— Знаю, что в украинских тестах масса ошибок, есть совсем архаичные вопросы. Например, чтобы успешно сдать «Крок 2», студенты должны запомнить, что потенциально смертельное осложнение болезней сердца — отек легких — надо лечить ингаляцией паров спирта. Я так понимаю, что написание тестов у нас происходит не так, как в США?

— Да. Приходит разнарядка на кафедру написать столько-то тестов. Поскольку это не оплачивается, а написание тестов вы не можете засчитать себе как публикацию, к тому же доценты и профессора не имеют времени, эта задача спускается вниз, ассистентам. Хорошо, что не лаборантам. Потом тесты отправляют в Центр тестирования, где, как говорят, их проверяет комиссия. Выглядит это примерно так: в Киев приезжают назначенные эксперты, на экране компьютера разбирают тесты. Но эта работа тоже не оплачивается, они спешат, потому что хотят поскорее вернуться домой.

Сейчас украинские экзамены абсолютно не соответствуют современному уровню медицины. Согласно проведенному анализу, «Крок» содержит около 30% некорректных заданий. То есть иногда есть действительно правильный ответ, но, согласно тесту, надо выбрать другой; или есть совсем архаичные и смешные задачи. Это недопустимо. Нам, преподавателям, унизительно объяснять студентам, почему так происходит.

— Кажется, ваше учебное заведение обращалось по этому поводу в Минздрав.

— Мы написали письмо в Минздрав. Пригласили иностранных врачей, которые тоже вынесли вердикт, что тесты не соответствуют современным знаниям о медицине. В частности, профессор Владимир Зельман из Keck School of Medicine of USC (Лос-Анджелес, США), считает: «Тесты на самом деле выглядят архаичными и даже алхимическими. <...> Это выглядит глупо и непродуктивно. <...> Не трактуют медицину с современной точки зрения: молекулярной биологии, геномики, трансляционной медицины и персонифицированной медицины. <...> Не соответствуют требованиям четкого оценивания знаний». (Письмо здесь.)

Дело в том, что Центр тестирования — монополист. Мы боремся не за то, чтобы его устранить, а за то, чтобы он соответствовал современным стандартам. Пока что наша борьба продолжается.

Качество тестов зависит от редакторского совета. В Америке это огромный совет, состоящий из специалистов, которые не только проводят тестирование, но и отвечают за лицензии (разбирают нарушения и т. д.). То есть отвечают также за то, каких специалистов выпускают. В Украине это происходит иначе. В совет входят представители Минздрава (кто именно — неизвестно, ведь на сайте Центра даже списка нет). У редакторского совета довольно интересный устав. Это как бы и государственная организация при Центре тестирования, но в уставе записаны странные вещи: неограниченные премии, беспроцентные кредиты... Они подотчетны финансовым институтам, не имеют лицензии на предоставление образовательных услуг, но считают, что и не должны ее иметь.

Мне бы хотелось, чтобы это был настоящий центр тестирования — с открытым уставом, чтобы туда привлекали профессионалов, которым доверяют.

— В конце декабря Минздрав направил всем медицинским вузам письмо, в котором сообщил, что в этом году в тест выпускников «Крок 2» включат задачи из американских тестов IFOM. Как восприняли это нововведение в вашем университете?

— Это было неожиданностью, ведь к этим тестам студенты за рубежом обычно очень серьезно готовятся в течение года, а то и двух. Министерство предложило шестикурсникам убийственный вариант: 12 мая у них четыре часа американских тестов, а 23 мая — «Крок 2». Это вводится не нормативным актом Минздрава, а информационным письмом. Все же мы решили идею поддержать, ведь это станет хорошим толчком и для преподавателей: они смогут посмотреть, насколько наш подход к клиническим случаям не соответствует мировому, поработать с качественными тестами, это станет стимулом больше читать...

Но есть один момент, который меня очень настораживает. В отличие от США, где тесты сдают на компьютере, украинские студенты будут делать это на бумаге. Почему-то не ручкой — просто ставится отметка карандашом, которую очень легко подделать. Это источник для злоупотребления. У нас давний конфликт с Центром тестирования, не так давно мы выиграли дело в суде. Беспокоюсь, чтобы эти обстоятельства не помешали нашим выпускникам.

— Дмитрий, насколько я знаю, введение экзамена IFOM вызвало большой ажиотаж среди студентов медицинских вузов. Внезапно на финишной прямой для выпускников вводят американские тесты, которые даже не учитываются в учебной успеваемости и не влияют на оценки в дипломе. Что студенты думают об этом и вообще о сегодняшнем украинском медицинском образовании?

Дмитрий Дубенко— IFOM — это тест серьезного уровня. Сначала я думал, что эта серьезность заключается в невозможности коррупции как таковой. Медицина одна и та же, поэтому наполнение должно быть одинаковым — так я считал, пока не сдал пробный экзамен. Дело в том, что Украинская ассоциация студентов-медиков организовала пробное тестирование для всех желающих, переведя тесты последних лет.

Наши выпускники получили средний результат в 40% правильных ответов. Средний результат по Украине еще ниже — 32%. Это повод глубоко задуматься: что не так? Я не считаю, что наше медицинское образование плохое. Образование неплохое, но у него свои реалии, как и у медицины в целом.

Американское тестирование рассчитано на американскую систему здравоохранения — врача, у которого в диагностическом арсенале есть все перечисленные средства, есть точные и выверенные протоколы медицинской помощи. В тестах даже учитываются морально-этические нюансы, например, есть вопросы, касающиеся расовой принадлежности. Я понял, почему к этому экзамену обычно готовятся и год, и два. Честно говоря, я все шесть лет в университете учился, у меня нет пробелов в знаниях. Но это другая модель образования в целом и другая модель его оценки.

Так готовятся к экзаменам студенты медицинских специальностей за рубежом

Медицинские вузы должны помогать готовиться к этому экзамену. Нам приятно, что наш университет не бросил нас на произвол судьбы и студентов готовят к IFOM (к сожалению, во многих других вузах этого не делают). Сейчас, когда в интернете доступны практически любые источники информации, это огромное количество знаний университет должен направлять в правильное русло. Большинство украинских учебников, надо честно себе сказать, имеют низкую информационную пользу. Недавно ректор нашего университета заявила, что надо бы переводить американские учебники.

Все, кто имеет отношение к медицинскому образованию, понимают, какими будут результаты американского теста IFOM. Не секрет: они будут неутешительны. Однако это очень хорошая инициатива. Нужно не стесняться и признать, что проблемы есть, поставить диагноз медицинскому образованию. Это произойдет при одном условии — если тесты будут проходить прозрачно, писаться на бумаге хотя бы ручкой, а не карандашом.

В целом студенты положительно восприняли идею о сдаче американского теста. Мы все стремимся жить, как в Европе, иметь высокую зарплату, но такому уровню заработной платы надо соответствовать. К сожалению, сегодня за границу выезжают все врачи, которые имеют хотя бы минимальную возможность. Страна должна быть заинтересована в молодых специалистах. Если молодежь делает шаг навстречу вызовам, которые ставят перед ней, то, пожалуй, и государство должно делать шаги навстречу. Не будет человек, который шесть лет учился в медицинском университете (а это не самое простое в мире занятие), сдал государственный экзамен, а также экзамен международного образца, работать в сельской амбулатории за минимальную зарплату.

Студенты готовы учиться, мы любим медицину и страну, в которой родились. А еще мы готовы ко всем инициативам, призванным менять наши реалии.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter