Новости
Ракурс
Максим Поляков

Нацкомфинуслуг до добра не доведет: пример Полякова

Процесс создания финансового рынка Украины логичнее начинать, руководствуясь международным опытом. С 2007 года действует директива Евросоюза «О рынках финансовых инструментов» MiFID (The Markets in Financial Instruments Directive), которая является частью плана по созданию единого европейского рынка финансовых инструментов и услуг. Согласно европейским рекомендациям, в нашей стране должен был быть упразднен один из регуляторов — Нацкомфинуслуг, архаическое образование, географически расположенное в огромном здании в центре столицы. Архаика заключается в непрозрачности деятельности, нерешительности при выполнении возложенных обязанностей, неспособности защиты интересов граждан.


.

Решение о ликвидации Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, было принято еще в декабре 2015 года, а функции по надзору за рынком негосударственных пенсионных фондов, фондов совместного инвестирования, фондов финансирования строительства и Аграрной биржей должны были отойти Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Второму регулятору — Национальному банку Украины — переходил контроль над страховыми компаниями, кредитными союзами, ломбардами, а также финансовыми, лизинговыми, платежными и факторинговыми компаниями. Все выглядело очень объективно.

Прошло полтора года, в Верховной Раде зависло более 20 законопроектов, необходимых для продвижения реформ финансового сектора. В их числе — проект закона №2413а, регламентирующий ликвидацию Нацкомфинуслуг, принятый в первом чтении и далее отложенный на неопределенное время.

Эта Комиссия имела славу одной из самых коррумпированных госструктур: еще при «дореволюционном» руководителе Борисе Визирове были установлены таксы за каждую подпись. Бизнесменов грабили беззастенчиво, вдобавок во время грабежа пытались сформировать чувство вины и собственной никчемности.

С февраля 2015 года Комиссией руководит негромкий Игорь Пашко, который считает справедливым ликвидацию возглавляемого им ведомства. Кроме него в состав Нацкомфинуслуг входят еще четыре спокойных и рассудительных человека. Эти люди уже два года руководят небанковской частью украинского финансового рынка с миллиардными активами. О существовании Комиссии не было ни слышно ни видно до последнего времени, пока недавно, в мае этого года, Государственная регуляторная служба положительно не решилась рассмотреть обращение Нацкомфинуслуг к ней о проведении 35 внеплановых проверок страховых компаний на основании обращения граждан о нарушении их законных прав.

О существовании Нацкомфинуслуг не было ни слышно ни видно до последнего времени

В заявленных проверках будет присутствовать некая опереточность, если не соблюдать определенные условия. В подобных действиях важна публичность и озвученная позиция регулятора. Люди должны отталкиваться хоть от какого-то мнения, высказанного государством по поводу надежности или сомнительности компаний, и принимать решение, можно им доверять или нет. Помимо проверок давно пора организовать не ежеквартальный, а ежедневный отчет компаний перед регулятором, хотя застывшая в прошлом веке Нацкомфинуслуг совсем не готова к подобной практике. Кроме того, есть очень много вопросов к качеству и достоверности информации, предоставляемой раз в квартал для оценки регулятором участниками недоразвитого отечественного рынка. Сегодня нет контроля качества активов: компании подают нарисованную отчетность, создают активы из фейковых ценных бумаг, цена которым копейка, покрывают резервы связанными депозитами.

Активно оттеняют состояние дел в нашей стране недавние события с участием Антикоррупционного бюро (НАБУ) и Специализированной прокуратуры (САП) вокруг двух депутатов — Борислава Розенблата и Максима Полякова. Им вменяют получение неправомерной выгоды (взятки) за внесение в Верховную Раду законопроекта по добыче янтаря в интересах зарубежной компании.

Первый депутат — бизнесмен из Житомира, официальный долларовый миллионер, который вполне может иметь отношение к теме янтаря. А вот имя второго, Максима Полякова, к янтарю привязать труднее. Зато вспоминаются его прошлые занятия. С апреля по ноябрь 2014 года он исполнял обязанности руководителя Нацкомфинуслуг. Затем под знаменами «Народного фронта» через неделю после увольнения с должности члена Национальной комиссии он оказался в Верховной Раде, где стал секретарем Комитета по вопросам финансовой политике и банковской деятельности — иными словами, непосредственным специалистом по созданию украинского финансового рынка. Именно ему следует адресовать вопросы о пробуксовке разработанных законопроектов, не получивших окончательной поддержки в Раде.

Максим Поляков

Понятно желание человека оставить все как прежде, если ему сейчас хорошо. Он собрал вокруг себя людей с неоднозначной репутацией в качестве своих помощников — одна из них сейчас задержана по подозрению в совершении преступления. Также задержаны три представителя организованного Поляковым межфракционного объединения «Депутатский контроль», о персоналиях которого можно написать отдельное захватывающее исследование: там что ни фамилия, то восторг и слезы. Очень хочется, чтобы это объединение не оставило без комментариев задержание своих представителей. В нормальных странах после скандала с правоохранителями такие образования мгновенно перестают существовать. Это не значит, что надо лишить их мандатов, но продолжать участвовать в структуре, замешанной в коррупционном скандале, по меньшей мере странно.

Финансист, как и чекист, бывшим не бывает. Эта должность позволила нашему герою не только быть скучным законодателем-теоретиком, но и оставаться активным практиком финансовой политики. Например, год назад было опубликовано расследование, названное «Панамским архивом», где указаны несколько сотен имен наших соотечественников — от президента Порошенко и бизнесмена Фирташа до экс-чиновника Колесникова и депутата-контролера Полякова, — выступающих организаторами и владельцами офшорных компаний.

«Депутатский контроль» участвует в разнообразных акциях по всей стране под лозунгом возвращения государству утраченной собственности. Любопытно посмотреть отчеты о возвращении этой собственности и проанализировать затраченные на это ресурсы.

Максим Поляков способен быть всегда разным. Может в налоговой декларации указать только одну зарплату депутата — 76 747 грн за год, а потом подарить родному Уманьскому отделу полиции пару автомобилей Renault. «Заботясь о безопасности жителей Умани, ко Дню города подарил патрульным полицейским транспортное средство, которое позволит им эффективно выполнять свои обязанности», — пишет бывший житель харизматичного городка, в который съезжаются на еврейский Новый год хасиды со всего света.

Поляков, указавший в декларации лишь депутатскую зарплату, подарил полиции Умани два автомобиля Renault. Фото: facebook.com/polyakovma

Одна из последних крупных трат неугомонного депутатского контролера — покупка автомобиля BMW X5 за 400 тыс. грн.

Имя Полякова фигурировало и в различных скандалах, связанных с рейдерством. Например, он обвинялся в похищении акций предприятия «Уманьхлеб» — операция прошла сравнительно гладко, хотя это несколько другая ветвь перспективного финансового рынка Украины, а именно фондового. Но творческий человек всегда приспособится к новым для себя обстоятельствам. Есть безусловные основания говорить, что он приложил руки к процессу «отжима» крупнейшего производителя муки — «Тальновского хлебокомбината». Вместе с другими одиозными депутатами Поляков подписывал запрос на имя премьер-министра Арсения Яценюка относительно незаконного, по их мнению, завладения этим предприятием в Черкасской области. Максима считают близким к одному из вечных украинских депутатов шести последних созывов и теневому спонсору «Народного фронта» — Николаю Мартыненко. В этой связи вспоминается история с громким предприятием «Укргаздобыча», когда туда в 2015 году пришло новое независимое руководство, разогнавшее «смотрящих» от Николая Матвиенко. Там были обнаружены фиктивные контракты с драматически завышенными ценами. После разрыва этих контрактов в ПАО «Укргаздобыча» вцепилась пара депутатов от «Народного фронта», настаивающих на поставках оборудования по триумфально завышенным ценам. Лоббистами выступили Евгений Дейдей и болеющий за исполнение договоренностей Максим Поляков. Они и в следующем году не оставили свое дело: эти два законодателя пытались навязать руководству газодобытчиков контракты с баснословными ценами. Об этом заявлял глава антикоррупционного комитета ВР Егор Соболев.

Максим Поляков всегда активно выступал против Валерии Гонтаревой, когда та была руководителем НБУ — главного двигателя всех финансовых реформ Украины. Он обвинял ее в госизмене, призывая правоохранительные органы возбудить уголовное дело. Депутат совсем не доверяет украинским банкам, ведь, судя по опубликованной декларации, у него нет никаких сбережений. Отметился наш герой и в цирковом представлении под названием «Финансовый майдан», когда в мае 2015 года под зданием Нацбанка жгли покрышки, барабанили по пустым бочкам, дудели в дудки и орали о штурме Рады. Мало кто помнит, чего они хотели, но картинка осталась довольно яркой. Именно тогда малоизвестный функционер из партии Арсения Яценюка сумел достаточно громко о себе заявить. Уголовное дело сегодня возбуждено, но пока не против Гонтаревой, а по обстоятельствам, связанным с Поляковым, находящимся под депутатской неприкосновенностью.

Хочется вспомнить и адаптировать ко дню сегодняшнему замечание генералиссимуса Суворова о том, что «всякого интенданта через три года исполнения должности можно расстреливать без суда — всегда есть за что». Современное отношение к людям, находящимся у власти, у большинства украинцев примерно такое же. Это касается депутатов и инвестиционных банкиров, чиновников и акционерных капиталистов.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter