Новости
Ракурс
Иллюстрация: Дмитрий Трофимов / trofimov.livejournal.com

Отмена госрегулирования цен: как дальше жить малоимущим

С субботы, 1 июля нынешнего года, вступило в силу решение украинского Кабмина об отмене государственного регулирования цен на продукты питания. Производители продуктов больше не обязаны декларировать цены на товар и объяснять Государственной потребительской службе мотивацию изменения стоимости. Государство прекратило имитацию контроля над социально значимыми продуктами, который существовал 20 лет, оставаясь классическим пережитком советской экономики.


.

Государственные органы имели право проверять наценку производителей и торговых сетей (ритейлеров) на 15 наименований «социальной продукции», среди которых: молоко, овощи, макароны, хлеб из пшеничной и ржаной муки, яйца, творог, вареная колбаса, подсолнечное и сливочное масло. Максимальный размер наценки не мог превышать 15%, и в каждом регионе он устанавливался по решению местных властей. Но предприниматели легко и успешно обходили любые вводимые государством ограничения, например, чуть изменив вес, упаковку или содержание ингредиентов.

Творческое отношение к государственным ограничениям привело к тому, что многие «социальные продукты» сегодня в Украине дороже, чем в Европе. Молочная продукция в нашей стране на 30–50% дороже европейской, яйца стоят столько же или больше. Куриное филе у нас продается по цене свинины или говядины. Хотя доходы западных домохозяйств могут быть на порядок выше украинских.

Куриное филе у нас продается по цене свинины или говядины

Теперь же государство сняло с себя эфемерные обязательства о социальной справедливости, и настало самое время заняться своей непосредственной обязанностью — контролем над происходящим на рынке. Все инструменты для этого существуют.

У нас, например, есть Антимонопольный комитет. И есть рынок курятины, 70% которого аффилировано с одним производителем. 50% рынка яиц тоже контролируется одним производителем. А еще есть Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и 4 млрд грн правительственных дотаций, выделенных в 2017 году на производство продуктов питания. Из этих средств 50% направлено в одну сферу — птицеводство. У нас самая высокая в Европе цена на продукцию этой отрасли, а государство через бюджет дотирует производителей, у которых в результате появляются баснословные разрывы между рентабельностью и прибыльностью. Наше небогатое государство обязано внимательнее относиться к подобным бизнес-проектам и раздаче дотаций.

Регулирование цен в мире

В мировой практике область государственного ценового регулирования составляет от 10% до 25% общего объема выпускаемой продукции. Контролируются цены на значимые товары и общественные блага: телефонные и железнодорожные тарифы, почтовые сборы, цены на электроэнергию, газ, теплоснабжение, лекарственные препараты, на продукцию аграрного сектора и естественных монополий.

В США государством регулируется до 10% цен. Это тарифы на электроэнергию, междугородные автомобильные и железнодорожные перевозки. Традиционная система регулирования цен в агрокомплексе основывается на так называемых залоговых ценах. Это означает, что при неблагоприятной конъюнктуре фермеры могут сдать продукцию по фиксированным ценам. Если ситуация на рынке улучшается, они могут получить залоговую продукцию обратно и продать ее по более высоким ценам.

Во Франции и Германии государство регулирует цены в основном на продукцию монополистов (газ, электроэнергетика, транспорт), а также аграрного сектора.

Министерство экономики Австрии может регулировать цены на срок до 6 месяцев на любой товар или услугу в том случае, если бизнесмены не уменьшают цены на конечную продукцию несмотря на снижение стоимости используемых факторов производства, или же если они беспричинно повышаются.

Швеция использует прямые методы регулирования цен: телекоммуникационные и почтовые услуги, аптеки, винно-водочные изделия являются государственной монополией. В сельском хозяйстве госструктуры устанавливают закупочные цены на яйца, молоко, мясо, зерно, другие продукты питания и сельскохозяйственное сырье. Правительство каждый год проводит переговоры с союзами фермеров по поводу формирования цен на продукты питания. Не зря эту страну называют социалистической.

В «углеводородной» Норвегии существует закон «О контроле над ценами, прибылью и ограничением конкуренции». Плюс на основании этого закона издаются королевские резолюции. Правительство использует предельные уровни цен на лекарства, химические удобрения, цемент, мясо, маргарин, молоко. В Норвегии внутренние цены формируются на основе мировых цен. Это в свою очередь приводит к сильной зависимости экономики страны от колебаний внешнего рынка, поэтому государство постоянно отслеживает изменения конъюнктуры мирового рынка, их влияние на динамику внутренних цен с целью защиты национальной экономики. Если вследствие импорта происходит нежелательное повышение цен на внутреннем рынке, то правительство прибегает к протекционистским мерам, в частности к ограничению импорта.

 В Норвегии внутренние цены формируются на основе мировых цен

Япония регулирует 25% потребительских цен на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, а также стоимость образования и медицинского обслуживания. Повышенное внимание к сельскому хозяйству объясняется тем, что без вмешательства государства разорились бы большинство фермеров, затраты у которых в разы выше, чем в других развитых странах, а сельскохозяйственные площади значительно меньше.

В «скандинавской Японии» — так в 80-х годах прошлого века начали называть Финляндию — государством контролируется 40% всех сельскохозяйственных и потребительских товаров и услуг. Опираясь на частную собственность и свободное предпринимательство, Министерство торговли этого государства осуществляет планирование и контролирует цены на продукты питания, винно-водочную продукцию, зерно, энергоносители (особенно бензин).

Коммунистический Китай поэтапно регулирует цены, повышая их постепенно и на небольшой процент. Это позволяет сокращать разрыв между плановыми и рыночными ценами и минимизирует социальные издержки проводимых в стране реформ. В современном Китае контролируется 30% всех цен на промышленные, сельскохозяйственные и потребительские товары и услуги.

Что делать

В нашей европейской стране, которая пытается стать открытой, говорить о ценовом регулировании тоже необходимо. Берущиеся с потолка цены на коммунальные услуги и опережающая инфляцию стоимость обычных продуктов тому подтверждение. Вступившее в силу правительственное решение поможет избавиться от излишнего административного влияния на бизнес и сократит бюрократию в сфере ценообразования, но оно должно способствовать развитию конкуренции на рынке и сделать производство более привлекательным для инвесторов, что вовсе не означает финансовую опеку одной отрасли, как легко это можно увидеть на примере птицеводства.

Для социальной защиты наших небогатых граждан государству стоит попытаться разработать программу, напрямую помогающую людям с минимальным достатком. Этим можно минимизировать издержки на дотации, в результате украинцы получат нормальную программу льготной покупки продуктов.

В мировой практике существует множество систем, позволяющих совершать покупки продуктов на льготных условиях. И выгодны они для всех участников рынка. В США есть программа Supplemental Nutrition Assistance Program — федеральная система поддержки жителей, не имеющих доходов или имеющих низкие доходы. Основной ее элемент — система выдачи талонов на определенные группы товаров ежедневного потребления. Кроме того, есть такие масштабные федеральные проекты, как Продовольственная помощь (Food Stamps) или Программа временной помощи нуждающимся семьям (TANF — Temporary Aid to Needy Families). Они реализуются на долевой основе: часть денег предоставляет федеральный бюджет, вторую часть — бюджет штата. Кроме того, все проекты обязательно регулируются законами о соответствии личной ответственности и возможностей трудоустройства и о продовольственной помощи.

В Европе существует система предоставления людям с низким уровнем дохода продуктов питания по льготным ценам, а в некоторых случаях — абсолютно бесплатно. Партнерами государства в осуществлении такой программы являются некоммерческие организации, которые получают продукты из интервенционных фондов государств, формируемых Аграрным фондом за счет финансовых интервенций, залоговых, форвардных и фьючерсных закупок и используемых для товарных интервенций с целью обеспечения ценовой стабильности. Это обычная и давняя европейская практика. Самой яркой иллюстрацией отечественного и европейского уровня жизни может служить тот факт, что в Германии для получения социальной помощи семья из двух человек должна иметь доход, не превышающий 1300 евро в месяц. Также в этом случае за федеральный счет оплачивается медицинская страховка.

В соседней Польше работает государственный проект «Семья 500+». По этой программе каждый второй и последующий ребенок в семье будет ежемесячно получать от государства сумму в 500 злотых (3485 грн). В малоимущих семьях денежную помощь смогут оформить уже на первого ребенка. Деньги будут выплачиваться вплоть до достижения ребенком 18-летнего возраста. По этой программе пособие могут получать и украинцы — для этого нашим соотечественникам нужно вместе с семьей проживать и работать в Польше.

Пособие в Польше могут получать и украинцы — для этого нашим соотечественникам нужно вместе с семьей проживать и работать в этой стране

В Индии со времен Второй мировой войны существует система распределения товаров (рис, топливо) среди беднейших слоев населения. Создана сеть специальных магазинов по всей стране, распределение происходит по карточкам, отличающимся по категориям бедности ее обладателей.

В 20-миллионном Каире (Египет) во многих частях города каждое утро работают бесплатные кухни, раздающие самое простое египетское кушанье — кушари, в рецепт которого входят макароны, рис, турецкий горох и чечевица. В очереди за бесплатной пищей можно увидеть вполне прилично выглядящих людей.

В далекой соседней России сегодня вполне серьезно обсуждают введение продовольственных карточек для малоимущих и даже рассчитывают почти на процент увеличить с помощью этого механизма свой ВВП. Согласно разработанной еще в 2015 году стратегии там планируют зачислять на специальные карты «эквиваленты денежных средств» — баллы и бонусы, на которые можно приобрести продукты, семена и саженцы. Такие карточки планировали раздать 15 млн россиян.

В нашей стране до сих пор ничего подобного не создано и не запланировано. Нужно понимать, что многим помощь нужна уже сегодня, и разработка механизмов, способных поддержать малоимущие слои населения за счет предоставления им скидок и льгот на покупку продуктов питания, — это прямая обязанность как законодательной, так и исполнительной ветвей власти. Малоимущие — достаточно действующая электоральная группа, и у кого из нынешних законодателей хватит энергии позаботиться о ней, тот никогда не останется без народной поддержки.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter