Народ жаждет продолжения арестов
https://racurs.ua/1634-narod-jajdet-prodoljeniya-arestov.htmlРакурсНедавно Семен Глузман выступил с блестящей статьей «Борьба с коррупцией. Есть ли свет в конце туннеля?». Семен Фишелевич как опытный врач поставил абсолютно точный диагноз нашему обществу: «Тысячи украинских граждан громко злорадствуют. Одновременно понимая, что настоящее наказание понесут единицы, а не сотни ненавистных и презираемых депутатов, люди одобряют преследование коррупционеров. Большинство одобряет и возможность снятия с членов парламента статуса неприкосновенности. Главный мотив: почему воришка, укравший сотню гривен, получает тюремный срок, а высокопоставленный чиновник или депутат, укравший миллионы, скорее всего, отделается символическим наказанием?»
Полностью подписываясь под каждым словом, хотел бы, тем не менее, вступить в заочную полемику по некоторым частностям.
Все же не соглашусь с упреком в том, что мы все коррупционеры. Даже с точки зрения научно-практического комментария к Уголовному кодексу «благодарность» врачам, учителям, сантехникам — это не взятка, а всего лишь нетрудовой доход, то есть незаконное вознаграждение за труд в связи с выполнением данным лицом своих профессиональных обязанностей.
В тоже время взятка — это вознаграждение за принятие решения, то есть за выполнение функции власти. Поэтому не будем грешить друг на друга и делать коррупционеров из миллионов простых сограждан, загнанных нищетой и лишениями в ситуацию, когда они должны «вертеться», кто как умеет.
Более того, культ премиального вознаграждения близок многим восточным народам — например, японцам, которые даже близко не представляют, до каких объемов коррупции может дойти одна из крупнейших европейских стран.
В чем же дело?
Уже неоднократно приводил неофициальную шкалу коррумпированности, которая выглядит следующим образом:
Первый уровень — за деньги принимаются лишь заведомо незаконные решения.
Второй уровень — за деньги принимаются решения, которые лежат на усмотрении чиновника — он может в равной мере как удовлетворить, так и отказать.
Третий уровень — за деньги приходится выбивать то, что положено по закону.
Четвертый уровень — дача взятки носит бесполезный характер. Что плати, что ни плати — вопросы не решаются. Все сводится к банальному мошенничеству.
Мы в Украине болтаемся где-то между третьим и четвертым уровнями.
Почему в таком случае существует львиная доля коррупции? Да потому что в стране нет ни законности, ни надзора над ней, ни эффективного правосудия.
Стали бы вы давать взятку там, где можно все решить по закону? Конечно — нет!
Поэтому «борьба с коррупцией» — это бессмысленное шоу искоренения последствий вместо борьбы с первопричиной — беззаконием! Очень удобно все сводить к тому, что «кто-то кое-где у нас порой…»
Коррупция — зеркало нашей феодальной системы власти, аморфности общества, отсутствия гражданской позиции у 98% населения. Помните, как «проффесор» Янукович определял главную национальную идею Украины — делать то, что выгодно? С этим тезисом мы прожили 26 лет и вдруг поняли, что оппортунизм и жлобство не могут быть нашими хоругвями.
Выгодно быть полицаем, а не партизаном, выгодно выдать соседа врагу за буханку хлеба, а не разделить с ним судьбу своей страны… Выгодно брать взятки, а не работать у станка.
Народ злорадствует и жаждет арестов ровно по той же причине, по которой в 1937 году на ура, с песнями и плясками встречали приговоры Тухачевскому, Бухарину, Ягоде и другим. А потом так же радовались расстрелу Берии и его команды.
Потому что в нищей и бесправной, абсолютно феодальной стране, где народу не могут обеспечить хлеба, остается одна утеха — зрелища. И самый мощный адреналин рождает гибель вчерашних богов, втаптывание их в грязь, обращение в пепел… В этот момент в человеке ослабляется вчерашний страх перед небожителями, переходящий в ненависть и презрение. Момент опускания вчерашних богов всегда вызывает у плебса сильное восхищение…
Предложение о проведении всеобщей финансовой амнистии невозможно отнюдь не по причине отсутствия политической воли у руководителя страны. Как раз на это — амнистировать себя и своих партнеров по бизнесу — он вполне готов, долго упрашивать не придется. Просто народ не готов.
Понимаете, тут дело вот какого рода. Амнистия — это акт прощения. Неважно — уголовного преступления или финансового нарушения. Для амнистии необходимо, чтобы амнистируемый хотя бы раскаялся и попросил о прощении. Процедить сквозь зубы: «Все так делали. Не трогайте нас» — не выйдет! Что значит все? Бабушки, которые живут на пенсию? Водитель троллейбуса? Электрик в ЖЭКе? Медсестра в поликлинике?
Знаете, древние мудрецы так говорили: недостаточно просто сказать «прости». Нужно в первую очередь исправить саму ошибку! Без исправления ошибки невозможно прощение. Пустые слова ничего не стоят. Все разговоры в стиле «поворую-перестану» не убеждают. Не перестанут…
Все эти акулы капитализма до боли напоминают многотонных бронтозавров, которые всласть наелись вкусных папоротников и свежей травки и не хотят, чтобы назойливые мухи портили им процесс пищеварения. Нынешняя «элита» Украины — это разжиревшие динозавры, которые не согласны с Чарльзом Дарвиным.
Но тут пришли молодые и агрессивные грызуны, которые переживут травоядных монстров, сколько бы те ни просили про «кормовую амнистию». Эволюцию остановить нельзя, и динозавры должны погибнуть.
Вы можете сколько угодно сносить памятники вождям марксизма, отменять преподавание Дарвина в школах, но он — старик Дарвин — живее всех живых. Потому что естественный отбор никто не отменял.
Простое человеческое желание зафиксировать свои «завоевания» в эпоху первичного накопления капитала так же смешны, как потуги чешуйчатых монстров пережить появление млекопитающих. Кто-то из них приспособится к новой жизни — как крокодилы или ящерицы. Но основная масса звероящеров встретит свой 1937 год…
Элита не готова исправлять свои ошибки и просить прощения у народа, а народу не за что и незачем прощать этих героев мезозойского капитализма. Поэтому мне понятно настроение абсолютного большинства простого народа по отношению к так называемой элите — за шиворот и к стенке, под всеобщее глубокое одобрение. Это даже не политика — это зоология.
Точнее всего настроение народа передает песня из кинофильма «Генералы песчаных карьеров»: «О, если б мне хоть раз набраться сил, вы б дали мне за все ответ!»
Проблема в том, что в треугольнике страна-элита-народ в такой феодальной системе координат кто-то один лишний. Кто окажется слабым звеном — покажет ближайшее будущее…