Новости
Ракурс

Медреформа: снимаем розовые очки, или О чем недоговаривает Минздрав

Взрыв поздним вечером 25 октября, в котором пострадал нардеп Игорь Мосийчук, еще раз подтвердил: в обозримом будущем украинская медицина вряд ли станет доступнее для простых граждан. В стране, где депутата привычно везут в частную клинику, а прохожих, волею случая оказавшихся в эпицентре взрыва, — в государственную, вряд ли стоит носить розовые очки.


.

Запомнилась история, рассказанная в одном из интервью директором Института сердца Борисом Тодуровым. Кардиохирургу пришлось оперировать внука главы администрации президента Египта Хосни Мубарака. Жизнь мальчика висела на волоске: малыш родился с несколькими пороками сердца. Высокопоставленный дедушка решил обратиться за помощью к известному украинскому кардиохирургу. Приехав в Египет и осмотрев маленького пациента, Тодуров вынес вердикт: спасти мальчика можно, но вот оперировать нужно не в государственной клинике (которая, кстати, выглядела очень достойно), а в частной, где оборудование было получше — более продвинутая лампа, стол, подогрев...

«Я второй человек в государстве. Как я объясню людям, что своего внука оперирую в частной клинике, а тысячи людей — в государственной? Это невозможно», — был непреклонный ответ. Нашли компромисс: перевезли необходимое оборудование из частной клиники в государственную. «Вот это государственный подход. Это вопрос морали, — замечает Тодуров и добавляет: — Сейчас мальчику уже 18 лет, он здоров».

В нашей стране кризис доверия. Украинское общество не доверяет никому. Ни решениям, принимаемым под крышей Верховной Рады, ни тому, о чем говорят из кабинетов Министерства здравоохранения. И оснований для недоверия, к сожалению, все больше. Ведь заявления и реалии часто не совпадают, а то и вовсе противоположны. Неудивительно, что так много копий ломается вокруг принятого законопроекта №6327, именуемого медреформой. То, что одни гордо записывают в плюсы, засыпают лавиной минусов другие.

Протест медиков в Киеве 19 сентября 2017 года. Фото: РИА Новости Украина / Евгений Котенко

Хуже медицинской реформы только судебная — так считают эксперты со всей Украины, оценивая эффективность реформ по пятибалльной шкале. Изменениям в системе здравоохранения поставили 2,08 балла, что является почти рекордно низким результатом после судебной — 1,92 балла (опрос проводился компанией Active Group и Институтом «Республика» в августе-сентябре, в ходе которого было опрошено более 400 экспертов из всех областей).

Попытаемся разобраться, что декларирует и о чем недоговаривает Минздрав.

5% ВВП на программу медицинских гарантий — подводные камни

Большим плюсом принятого законопроекта можно было бы считать норму об увеличении бюджета на здравоохранение. Так, согласно принятому документу, только на программу государственных гарантий необходимо выделять не менее 5% ВВП.

Цитирую законопроект: «Объем средств государственного бюджета Украины, направляемых на реализацию программы медицинских гарантий, ежегодно определяется в законе Украины о государственном бюджете Украины как доля валового внутреннего продукта (в процентах) в размере не менее 5 процентов валового внутреннего продукта Украины. Расходы на программу медицинских гарантий являются защищенными статьями расходов бюджета».

5% ВВП — это минимум, который ВОЗ рекомендует странам направлять на сохранение здоровья своих граждан. Любое снижение приводит к дисбалансу и разрушению системы здравоохранения, а медицинская помощь становится недоступной для большинства больных.

В Украине эта цифра никогда не дотягивала до рекомендованной ВОЗ: за всю историю наша страна больше всего средств выделяла на здоровье своих граждан в 2010 году — аж 4,2%. В бюджете 2018 года на здравоохранение заложено 112,5 млрд грн, что соответствует 3,5% ВВП. То есть пока мы никак не приближаемся к пресловутым 5%. Еще раз напомню, что, согласно «медицинскому» законопроекту, столько денег должно уйти только на программу государственных гарантий. Значит, на здравоохранение в целом — еще больше.

Эксперты также пессимистичны в этом вопросе. Как только ни называют минимальную норму в 5% ВВП — чистым популизмом, юридически никчемной и ни к чему не обязывающей. По мнению Дмитрия Подтуркина, эксперта ОО «Общественный союз по реорганизации системы здравоохранения Украины», заявленная норма противоречит ст. 95 Конституции, где написано, что «исключительно законом о государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов».

Цитирую также замечания Главного юридического управления к проекту Закона Украины «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств»:

«Приведенная редакция законопроекта не только не основывается на предписаниях бюджетного законодательства, но и допускает неоднозначное понимание самого понятия «программа медицинских гарантий». Так, согласно части пятой статьи 4 законопроекта «программа медицинских гарантий утверждается Верховной Радой Украины в составе закона о государственном бюджете Украины на соответствующий год. Такую редакцию можно понять как бюджетное назначение на соответствующие цели, формируемое в порядке, установленном законом для составления, утверждения, исполнения бюджета.

Однако в части четвертой настоящей статьи предполагается, что разрабатывается такая программа в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой и бюджетной политики.

Таким образом, исходя из предложенной проектом редакции отдельных статей, допускается возможность двусмысленного толкования их положений. Однако нормы закона должны быть четко сформулированными и предсказуемыми, чтобы исключить любые коррупционные риски при его применении».

Что ждет врачей: рост зарплат или финансовая диета

Обратимся к проекту закона №6327. «При расчете тарифов и корректирующих коэффициентов базой для определения компонента оплаты труда медицинских работников является величина не меньше 250 процентов средней заработной платы в Украине за июль года, предшествующего году, в котором будут применяться такие тарифы и корректирующие коэффициенты».

Согласно документу, если бы этот закон работал уже сегодня, стартовая зарплата врача составляла бы более 18 тыс. грн. Как подсчитали эксперты, для выполнения этой нормы финансирование здравоохранения нужно увеличить до 210–220 млрд грн. Сколько планируют выделить в следующем году — смотрите выше.

Протестная акция медиков 19 сентября у здания Верховной Рады. Основные требования участников митинга: назначение профильного министра, повышение зарплаты и погашение задолженности, проведение реформы системы здравоохранения с соблюдением Конституции и законодательства

Подавляющая часть бюджета, выделяемого на здравоохранение, уходит на оплату коммунальных услуг медучреждений и заработную плату медицинского персонала. С повышением 1 января 2017 года минимальной зарплаты до 3200 грн выросли и должностные оклады работников здравоохранения. Однако разделить радость с медиками не удалось. Как и прогнозировало немало экспертов, 3200 грн стали получать и санитарка, и молодой врач. Нельзя не заметить, что даже такое небольшое повышение зарплат вызвало большие проблемы и задолженности (читайте статью «Медперсонал может сократиться на треть»). Для того чтобы решить этот вопрос, вместо необходимых 3 млрд грн на зарплату медикам Кабмин смог выделить в десять раз меньше — 380 млн грн. В итоге по состоянию на 13 сентября 2017 года задолженность по зарплатам медикам составляла 81,7 млн грн, которую Кабмин обещал погасить до конца года.

Летом этого года Минздрав записал в очередные победы бюджетную резолюцию на 2018–2020 годы, которая, по словам замминистра здравоохранения Павла Ковтонюка, предусматривает финансирование всех этапов реформы здравоохранения и впервые дает возможность планировать развитие медицинской отрасли на несколько лет вперед. Замминистра тогда добавил, что этот документ является лучшим ответом скептикам, которые обвиняли правительство в сокращении финансирования медицины и уменьшении зарплат врачам.

Однако при ближайшем рассмотрении все оказалось немного иначе. Буквально за неделю до этого в технико-экономическом обосновании (от 6 июня 2017 года) к законопроекту №6327 «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств» Минздрав был более оптимистичен в своем прогнозе по росту государственных расходов на здравоохранение: 2018 год — 70,8 млрд грн, 2019-й — 90,2 млрд грн, 2020-й — 115,1 млрд грн. Однако 14 июня на сайте профильного министерства появились другие прогнозируемые данные (которые и были озвучены Ковтонюком): в 2018-м — 65,7 млрд грн; в 2019-м — 73,9 млрд грн; 2020-м — 81,2 млрд грн. То есть за неделю государственные гарантии по финансированию здравоохранения на три года уменьшились на 55,3 млрд грн. Сумма немалая — столько составляет медицинская субвенция на текущий год. (более подробно в статье «Иллюзия медреформы: кадровый дефицит и финансовая диета».)

Что ждет в ближайшем будущем основную движущую силу медреформы — медиков — финансовая диета или повышение зарплат — вопрос риторический.

Продолжение следует


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter