Налог на выведенный капитал — для борьбы с офшорами и привлечения инвестиций
https://racurs.ua/1959-nalog-na-vyvedennyy-kapital-dlya-borby-s-ofshorami-i-privlecheniya-investiciy.htmlРакурсБольше года ведутся разговоры о радикальных изменениях в украинском налогообложении. Речь идет о замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал. Сторонники этой перемены постоянно оказываются в меньшинстве.
Главный аргумент противников принятия нового закона — государство недополучит огромные суммы налогов. Цифры называются произвольные — от 20 до 100 млрд грн в год. Лучше рассчитывать на имеющееся, чем надеяться на лучшее. Яркий пример такой логики — выступление начальника Офиса крупных налогоплательщиков Евгения Бамбизова на встрече с представителями крупного бизнеса 15 мая 2018 года.
«За четыре месяца 2018 года поступления от налога на прибыль выросли на 165% — с 7,934 млрд грн в 2017 году до 21,037 млрд грн в 2018-м по Офису крупных налогоплательщиков», — завил чиновник и добавил, что общие поступления в бюджет от крупных плательщиков за четыре месяца 2018 года составили 98,83 млрд грн, что на 16,5 млрд грн или на 20,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом доля налоговых платежей от крупного бизнеса составляет 59% от общих сборов в госбюджет.
Однако если изменить ракурс, то любой объект может выглядеть иначе. Хочется напомнить украинскому фискалу, что ежегодно в офшорах остается огромная сумма украинских денег — больше 10 млрд долл., или десятая часть ВВП Украины. Способов вывода денег из страны множество, самый простой из них — трансферное ценообразование, когда товары и услуги поставляются взаимосвязанным лицам по любым произвольным, отличным от рыночных, ценам. То есть поставляют сами себе товар и сами себе за него платят. Прибыль при этом оказывается в каком-нибудь офшоре.
Налоги очень просто минимизируются. Успешность действий фискальных органов государства и состоит в пресечении подобных схем. Лучше бы руководитель Офиса крупных налогоплательщиков отчитался о победах в этой сфере.
В прошлом году, например, в рамках проверок по трансферному ценообразованию были серьезные начисления по «АрселорМиттал Кривой Рог» — около 65 млн грн. Владельцы этих заводов никак не сопротивляются властям государств, в которых находятся их предприятия, а просто платят все штрафы. Во время недавно закончившейся четырехдневной забастовки на этом предприятии , чуть не остановившей непрерывное производство, директор завода даже не приехал в Украину из Казахстана, где он руководит еще одним заводом, дистанционно занимаясь криворожской ситуацией. Украинским высшим чиновникам неплохо бы организовать встречу не только с менеджментом, но и с хозяином крупнейшего металлургического предприятия, остановка которого способна привести к многомиллиардным убыткам, техногенным и социальным потрясениям.
Вторым противником введения налога на выведенный капитал называют Международный валютный фонд, который опасается, что огромные непоступления денег в бюджет приведут к невозможности Украины обслуживать свои долги. В 2019–2020 годах будут пиковые выплаты по нашим внешним займам. В ближайшие пять лет Украине надо будет погасить почти 30 млрд долл. долгов. Нужно грамотнее составлять государственные бюджеты и думать о реструктуризации задолженности, а не выступать с популистскими заявлениями о повышении минимальной зарплаты и другими неактуальными для нашей страны решениями — вроде строительства в Днепре площадок для сверхскоростного сообщения Hyperloop.
Украина продолжает оставаться закрытой страной для иностранных инвестиций. Кроме того, отечественные собственники ежегодно спокойно выводят из страны огромные деньги, спасаясь от непонятного и запутанного налогообложения. Привлечение капитала — основная цель нового закона. Идея проста: собственник не забирает, а вкладывает деньги в свой бизнес или оставляет средства на счете. Первое приводит к росту продаж и количества рабочих мест, бюджет собирает НДС и прямые налоги на зарплату. Второе наполняет ликвидность банков и провоцирует развитие бизнеса в масштабах страны. Если собственник не вкладывает средства в бизнес, он забирает из компании деньги и платит налог на дивиденды.
Сложность применения этого закона кроется в оценке фискалами выплат, связанных или не связанных с хозяйственной деятельностью, что, исходя из интеллектуально-моральных способностей украинских налоговиков, открывает огромные коррупционные перспективы. Но это тоже разрешимо — например, если после отмены судом несправедливого налогового решения будет предусмотрено наказание за такое решение. Нужно с чего-то начинать, несмотря на наличие фундаментальных судебных и коррупционных проблем, руководствуясь собственной волей и международным опытом.
Государство — это всего лишь принятый людьми способ общего существования. Чиновники — это нанятые гражданами исполнители наших запросов и пожеланий. Новый закон направлен на приоритет собственника как основы государства. Под налогообложение попадает только то, что потребляется собственником, а не вся его хозяйственная деятельность. Потребление происходит путем изъятия капитала из бизнеса. Таким образом, налог на выведенный капитал — это налог на потребление, что вполне соответствует основам современной общественной идеологии.