Новости
Ракурс
Фото: Tumisu / pixabay.com

Медицинская страховка для каждого. Не пора ли взять пример с Грузии?

Наверное, ничто не обходится украинцам так дорого, как бесплатная медицина, гарантированная Конституцией. Уровень финансирования государством здравоохранения ставит Украину в один ряд с африканскими странами. Бюджет на медицину никогда не дотягивал до рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) минимума в 5% ВВП. Любая экономия на здоровье приводит в лучшем случае к дисбалансу, в худшем — к разрушению системы здравоохранения — предостережения ВОЗ сбываются в нашей стране, где медицинская помощь становится все более недоступной для большинства больных.


.

Кардинально изменить ситуацию не помог и принятый осенью прошлого года закон №6327 «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств». Оптимисты считали прописанную в нем норму о бюджете на здравоохранение не менее 5% ВВП жирным плюсом. Все же правы оказались юридически подкованные реалисты, назвавшие эту новеллу никчемной и чистым популизмом. Заявленная норма противоречит ст. 95 Конституции, где написано, что «исключительно законом о государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов».

Так вот, на здравоохранение в проекте бюджета-2019 от общего пирога собираются отрезать чуть более 3% ВВП. Медреформа красиво выглядит на бумаге, однако цифры говорят сами за себя: на медицину выделяется все меньше (за последние три года финансирование уменьшилось с 3,6% до 3,1% ВВП). Чиновники вещают об улучшениях, напоминающих анекдот: «Раньше мы жили хорошо, а теперь еще лучше... Но все-таки хочется опять пожить хорошо!»

 

Медицина ушла из масс-маркета, для многих наших сограждан превратившись в бутик высокой моды. И если без одежды haute couture можно счастливо и здорово прожить, то недоступное и некачественное медобслуживание заставляет украинцев не замечать симптомы, обходить поликлиники и больницы десятой дорогой, из-за чего болезни запускаются. Как итог, в Украине хроническими неинфекционными заболеваниями страдает до 60% взрослых и почти каждый пятый ребенок. Не дай Бог столкнуться с более серьезным, а значит и затратным заболеванием. К сожалению, в нашей стране диагнозы часто превращаются в приговоры.

Дать возможность украинцам получать своевременную, качественную и бесплатную медпомощь, обеспечить необходимый уровень финансирования здравоохранения могло бы внедрение обязательного медицинского страхования (ОМС). По этому пути пошли многие страны, в том числе и постсоветские. За годы независимости у нас было подготовлено множество законопроектов об ОМС, которыми определялись правовые нормы осуществления обязательного медицинского страхования. К сожалению, вопрос до сих пор остается открытым.

Всеобщее обязательное медстрахование как дополнительный источник поступлений (в условиях ограниченного финансирования медицины) могло бы сыграть положительную роль как для пациентов, так и для врачей. Врачам требуется обновление фонда медучреждений, обеспечение лекарственными средствами, с которыми они должны работать согласно протоколу (а не вручать списки препаратов пациентам).

Вокруг этой темы много споров, вопросов, она обросла страхами. Какую модель страхования выбрать? В чьих руках будет страховой фонд? Если государство не обеспечит должный контроль процесса и пара-тройка частных компаний превратятся в монополистов. Как итог, для наших граждан мало что изменится. Главная проблема — коррупция, ставшая для нас чем-то обыденным и за многие годы сроднившаяся со всей медицинской отраслью, способная свести на нет любые начинания…

«У нас есть четыре источника финансирования здравоохранения: государственные расходы, расходы домохозяйств (платят пациенты из своего кармана. — Ред.), частные расходы и доноры. Согласно данным Госстата за 2016 год, государственные расходы составили 44,8%, частные — 1,7% (сюда входит добровольное медицинское страхование), расходы домохозяйств — 52,8% (или почти 96 млрд грн), доноры — 0,7%. То есть свыше 95 млрд грн оплатили пациенты, налоги с этих средств не платятся. С каждым годом доля домохозяйств растет, а государственных расходов — уменьшается. Цифры показательны: государственного ресурса не хватает. Изменить ситуацию могло бы введение обязательного медицинского страхования», — считает Татьяна Бутковская, председатель комитета добровольного медицинского страхования Лиги страховых организаций Украины.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) появилось в Украине не потому, что люди решили застраховаться. У нас это происходит корпоративно: крупные компании привыкли страховать своих сотрудников. Индивидуальная страховка будет стоить намного дороже, поэтому позволить ее себе могут немногие. Этот сегмент медицинского страхования практически не вырос за последние годы.

Иллюстрация: publicdomainpictures.net

Медицина в Сакартвело

Опыт Грузии, перешедшей к обязательному медицинскому страхованию, поражает. Неожиданно, например, что частная медицина здесь составляет 92% всего медицинского рынка. В стране существуют разные программы. Незащищенные слои населения (дети и пенсионеры) получают медпомощь бесплатно, за счет бюджета. Все остальные платят страховые взносы в зависимости от заработной платы (при зарплате, эквивалентной 10 тыс. грн, почти 80% покрывает государство). Есть лимиты — определенное количество денег в году человек может потратить на то или иное заболевание. Покрывается также онкология. Эта система очень динамична, четко построена.

«В Грузии наиболее гибкая система, которая мне очень импонирует. В районе на 50 тыс. человек больница выглядит как копия клиники в Германии. Здесь могут оказать практически любую помощь. Планируют развивать и онкологию. Есть офтальмология. Большинство операций на глазах покрывается медстраховкой», — восторженно рассказывает Алексей Дащенко, маркетолог компании «Смарт Ассистанс».

Важный элемент — электронный реестр неимущих (таковых примерно 20%), за них платит государство, но их четко контролируют. В Грузии нет неимущих, которые скрывают свои доходы.

«В Грузии нет Министерства здравоохранения. Есть Министерство труда, социальной защиты и здравоохранения. Пациент идет в ЦНАП (Центр надання адміністративних послуг — как мы их называем). Например, ему показано эндопротезирование тазобедренного сустава. Он берет соответствующую форму, затем выбирает лечебное учреждение и в течение нескольких дней получает процент сооплаты (в зависимости от своих доходов) на эту операцию», — рассказывает Роман Деркач, заместитель главного врача Института травматологии и ортопедии АМН Украины.

Безусловно, Грузия — маленькая страна, населением с Киев. Часто сетуют, что перенести этот опыт на большую Украину непросто. Есть пример Молдовы, сделавшей первые шаги на этом пути: здесь медицинская страховка обязательна (стоимость страховки на год — примерно 6000 грн). Незащищенные слои населения — детей и пенсионеров — лечат бесплатно. Есть опыт множества других стран, которые могут пригодиться Украине.

Может быть, стоит прислушаться к словам Андрея Семиволоса, главного врача Киевского городского детского диагностического центра: «Я видел, как работает и финансируется большинство стран Восточной Европы, Балтии. У меня сложилось впечатление, что государство не должно брать какую-то модель за основу. Учитывая нашу ментальность и традиции, мы должны создать собственную систему, не должны бояться, что она будет отличаться от американской, немецкой... Мы можем оставить то, что было хорошего в предыдущей системе, взять современные элементы из других и создать собственную».

Андрей Семиволос как детский врач считает, что в первую очередь стоит сконцентрироваться на детях: «Мне кажется, что если начать именно с нашего будущего — наших детей, мы скорее придем к тому, чтобы внедрить медицинское страхование и для всех остальных».

Безусловно, вопросов пока больше, чем ответов. В Украине не защищены не только пациенты, но и врачи. Минздрав готовит законопроект об индивидуальном лицензировании врачей, в ближайшее время документ будет зарегистрирован в ВР. Также, согласно стратегии реформирования системы медицинского образования, с 2020 года вводится лицензирование врачебной деятельности — ответственность ложится не на юридическое лицо (медицинское учреждение), а на врача. Врачи будут вынуждены страховать профессиональную деятельность. К этому также нужно быть готовым.

На днях в Верховную Раду внесли еще один законопроект об обязательном медицинском страховании в Украине. Пока количество не трансформировалось в качество. Наверное, все же стоит перейти к реальным шагам. Государство должно начать хотя бы с малого — предоставлять бесплатную медицинскую помощь в первую очередь незащищенным и малоимущим слоям населения, ставить во главу угла здоровье и жизни своих граждан, а не экономию бюджетных денег.

При написании статьи использовались материалы круглого стола «Страховая медицина как инструмент сбалансирования здравоохранения. Видение, правовое обеспечение, подводные камни и перспективы внедрения», мероприятие проходило в Киевском городском совете.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter