Новости
Ракурс
Фото: pxhere.com

О куриных ногах и гнилой селедке

На днях мне позвонила близкая подруга, которая живет в одном из пригородов столицы, и рассказала довольно неприятную историю. Мол, недалеко от вокзала увидела расклеенные объявления: «Разыскивается мошенница и воровка!». На листовках красовалось лицо… одной ее давней знакомой. Абсолютно порядочной женщины, домохозяйки и задерганной матери четверых детей. Разумеется, моя подруга оборвала гнусные бумажонки там, где нашла.


.

Но вскоре после этого рассказы о том, что, мол, в городе орудует мошенница, появились в городских группах в соцсетях. После жалоб их тоже удалили, тем более, что строчили их с какого-то свежего, явно созданного специально для этих целей аккаунта. Оболганная «мошенница» предполагает, что это месть одной ее приятельницы, с которой они рассорились довольно давно.

У меня, собственно, спрашивали совета: что делать в таких случаях? Объявления уничтожили, но получилось как в анекдоте — «ложечки нашлись, а осадочек остался».

 

А есть ли у нас уголовная ответственность за клевету? Была — с 1960-го по 2001 год. Потом еще месячишко — с 16 января 2014-го. Однако 23 февраля 2014 года был принят закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно прекращения норм законов, принятых 16 января 2014 года». Этот закон — в целом очень правильный и стоит на страже свободы слова. Два года назад депутат Мураев, бывший регионал, попытался протянуть через ВР поправки к Уголовному кодексу, вновь вводящие ответственность за клевету, но эта попытка провалилась. И слава богу, добавим. Хватит нам и гражданской ответственности.

Но как быть в таких случаях, о котором рассказала моя подруга? Действительно, ведь законодательно соцсети сегодня приравнены к СМИ, и легче легкого налепить фальшивых аккаунтов и от их имени творить что угодно.

Это я к чему, собственно?

Второй день Фейсбук и СМИ штормит от истории студентки КПИ Натальи Бурейко, которая опять-таки в соцсети обвинила высокопоставленного чиновника МВД в сексуальных домогательствах, оскорблениях и угрозах. Вроде бы он даже прислал ей отрубленные куриные ноги, намекая: «И с тобой, курица, то же будет». Вчера с утра она подала заявление в прокуратуру (днем об этом сообщил УНИАН). Но уже вечером девушка почистила ленту и написала совсем другой пост:

«Я, Бурейко Наталья, написала публикацию об угрозах со стороны Александра Варченко в социальной сети Facebook, не разобравшись в ситуации и не отдавая себе отчет в своих действиях. Я хотела защитить себя, но нанесла своими действиями вред другим людям. Я не имела на то реальных оснований и какого-либо морального права. Я не имела никаких оснований считать, что мне угрожал именно Александр Варченко, а не кто-то другой.

Я стала жертвой циничной провокации против Александра и его супруги.

Я допускаю, что аккаунт был создан хакерами из России для дискредитации чиновников Национальной полиции и Государственного бюро расследований.

Я приношу свои извинения Александру Варченко и членам его семьи.

Александр Варченко и его гражданская супруга являются порядочными людьми.

Мне очень стыдно, что я стала жертвой мошенников и невольно приняла участие в этой грязной информационной кампании.

Просьба журналистам не беспокоить более меня, мою семью, или семью Александра. Оставьте эту тему в покое».

Конкретную барышню, конечно, в покое можно и оставить: может, она и правда «жертва мошенников», а может, просто… хм… не семи пядей во лбу.

Но какова схема! Какой эффективный механизм обливания грязью практически любого — от насолившей тебе подружки или соседки (той достаточно плеснуть немножко экскрементов в локальные группы) до бочек и цистерн экскрементов, которыми можно облить любую публичную персону. У той, конечно, куда больше возможностей отмыться и оправдаться, чем у домохозяйки, но запашок-то все равно останется. «А, это та, которая занималась мошенничеством, да?» «А, это тот, который смазливых девок клеит на сайтах знакомств? Нет? Не клеит? А писали вроде…»

Вообще-то это классическая технология черного пиара, называется «метод гнилой селедки». Полагаю, в веселый предвыборный год мы еще услышим много забавных историй.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter