Новости
Ракурс

Невыученный урок Тузлы, прецедент в Азовском море и введение военного положения

В воскресенье, 25 ноября, российские корабли атаковали два украинских малых бронированных артиллерийских катера «Никополь» и «Бердянск» и рейдовый буксир «Яны Капу», которые направлялись из порта украинского города Одесса на Черном море в порт украинского города Мариуполь на Азовском море. Географически Азовское море является небольшим полузамкнутым морем, оно соединено с Черным исключительно Керченским проливом, который имеет ширину от 4,5 до 15 км и граничит на западе с оккупированным РФ Крымом, а на востоке — с Таманским полуостровом (РФ).

Азовское море в целом и Керченский пролив в частности юридически относятся к внутренним водам Украины и РФ. Договор между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива был подписан президентом Украины Леонидом Кучмой и президентом РФ Владимиром Путиным в декабре 2003 года (а в дальнейшем ратифицирован парламентами обоих государств) в рамках разрешения конфликта вокруг острова Тузла, который территориально относился к Украине (украинскому Крыму), но который РФ решила назвать «косой» и присоединить к территории РФ дамбой.

В далеком 2003 году РФ еще не была готова к откровенной военной агрессии, поэтому конфликт удалось уладить, а строительство дамбы между российской Таманью и украинским островом Тузла было прекращено за 100 м до завершения. После аннексии Крыма Украина потеряла фактический контроль и над Керченским проливом, но юридически действие Договора с РФ об использовании Азовского моря и Керченского пролива не менялось. Право свободного пользования Керченским проливом является сверхважным для Украины, поскольку только таким путем наши морские суда могут добраться до Мариуполя — стратегического порта Украины в Азовском море.

 

Нынешняя ситуация отличается от предыдущих обострений на фронте, поскольку в данном случае российские военные выступили не под маской «ихтамнет», «добровольцев-шахтеров, которые купили оружие в ближайшем военторге», а от собственного имени. Поэтому вопрос стоит достаточно остро: либо Украина реагирует, либо соглашается с потерей контроля за Азовским морем и приобретает репутацию жертвы, которая даже не оказывает сопротивления нападающему, и тем самым провоцирует дальнейшие нападения и потерю государственного суверенитета. 

Содержание правового режима военного положения, порядок его введения и отмены, правовые основы деятельности органов государственной власти, военного командования, военных администраций, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях военного положения, гарантии прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц определены Законом Украины «О правовом режиме военного положения».

Что нужно знать о военном положении каждому гражданину?

1. Порядок введения и прекращения. Президент своим указом №380/2018 объявил введение военного положения на территории Украины с 14.00 26 ноября 2018 года сроком на 30 суток и подал соответствующий законопроект на рассмотрение Верховной Рады. После принятия Верховной Радой соответствующего закона и указ президента, и закон будут обнародованы и вступят в законную силу. Военное положение прекращается по истечении срока, на который он был введен, но может быть прекращен и досрочно, соответствующим указом президента.

2. Военные администрации как новый вид государственных органов. Военные администрации — это временные государственные органы, которые могут быть созданы президентом Украины по представлению областных государственных администраций или военного командования. Фактически эти органы, в случае их создания, выполняют функции местных советов и их исполнительных органов, с учетом определенных особенностей, присущих периоду военного положения.

Военная администрация может быть создана в населенном пункте (или нескольких населенных пунктах), в которых местные советы и/или их исполнительные органы не осуществляют возложенных на них Конституцией функций, в том числе в результате фактического самороспуска или самоустранения от выполнения своих полномочий, или их фактического невыполнения или прекращения их полномочий в соответствии с законом. Военная администрация на уровне района или области также может быть создана для осуществления руководства в сфере обеспечения обороны, общественного порядка и безопасности, то есть в тех местностях, которые находятся в районах ведения боевых действий, или на линии разграничения, или в районах гипотетического нападения. Таким образом, несмотря на наличие военного положения, тем местностям, где нормально функционируют местные советы и их исполнительные органы, введение военных администраций не грозит. Сегодня указом президента Украины №390/2018 создание любых военных администраций не предусмотрено, но при необходимости они могут быть созданы в дальнейшем, на протяжении действия периода военного положения.

3. Права и свободы человека и гражданина, а также юридических лиц могут быть временно ограничены, но только в пределах, предусмотренных указом президента. Закон «О правовом режиме военного положения» предусматривает достаточно широкий перечень мероприятий, которые временно сужают права и свободы граждан и юридических лиц и могут быть введены в период действия военного положения. Но надо обратить внимание, что исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничиваются в связи с введением военного положения с указанием срока действия этих ограничений, а также временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений должен содержаться в указе президента о введении военного положения.

Военное командование вместе с военными администрациями (в случае их создания) могут вводить и осуществлять меры правового режима военного положения исключительно в пределах временных ограничений, установленных указом президента. Указом президента №380/2018 временных ограничений конституционных прав и свобод граждан и прав юридических лиц не установлено. Исключением является лишь временное ограничение на проведение забастовок, массовых собраний и акций.

4. Работа государственных органов. В период военного положения суды работают в обычном режиме; Верховная Рада, Кабинет министров, президент действуют исключительно в пределах полномочий, установленных Конституцией и законами Украины. На протяжении действия военного положения не могут быть прекращены полномочия президента Украины, Верховной Рады, Кабинета министров, уполномоченного Верховной Рады по правам человека, а также судов, органов прокуратуры, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование, и органов, подразделения которых осуществляют контрразведывательную деятельность. В случае окончания срока полномочий президента во время действия военного положения его полномочия продлеваются до вступления на пост нового президента, избранного после отмены военного положения.

В условиях военного положения запрещается изменение Конституции, проведение выборов президента, Верховной Рады, местного самоуправления. В законе есть явный пробел в вопросе, что делать, если окончание срока полномочий президента находится уже за пределами действия военного положения, но начало выборов (регистрация кандидатов, начало предвыборной кампании и т. д.) приходится на период действия такого положения. Некоторые юристы склоняются к мнению, что в таком случае по окончании срока действия военного положения следует назначать внеочередные выборы президента.  

5. Основные мероприятия, предусмотренные указом президента о введении военного положения, касаются прежде всего военных и силовых ведомств. Указ о введении военного положения предусматривает также частичную мобилизацию и учебные сборы резервистов.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter