Новости
Ракурс
Улучшение здравоохранения на службе у людей. Robert Thom

«Улучшение» здоровья украинцев — пока лишь тренинги и открытки

История с отстранением от должности и. о. министра здравоохранения Ульяны Супрун Окружным административным судом отвлекла внимание от не менее важных новостей.


.

За несколько дней до судебного решения стали известны результаты аудита, проведенного Счетной палатой в отношении эффективности использования средств, выделенных Украине Международным банком реконструкции и развития (МБРР) в рамках проекта «Улучшение здравоохранения на службе у людей». Сегодня каждый может ознакомиться с опубликованными 70 страницами отчета на сайте Счетной палаты, ну или хотя бы осилить раздел «Выводы».

Но обо всем по порядку.

Еще в 2012 году Всемирный банк (он же МБРР) совместно с Минздравом Украины начали подготовку проекта по поддержке медицинской реформы. Для участия были отобраны восемь областей (Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Закарпатская, Запорожская, Львовская, Полтавская и Ровенская).

Для реализации проекта Украина обратилась в МБРР с просьбой о займе в размере 215 млн долл. Цитируем отчет Счетной палаты: «19 марта 2015 года между Украиной (уполномоченный представитель — министр здравоохранения Украины Квиташвили А. Н.) и МБРР (директор Всемирного банка по делам Беларуси, Молдовы и Украины Чимяо Фан) подписано Соглашение о займе (проект «Улучшение здравоохранения на службе у людей»), согласно которому банк согласился предоставить Украине 214,7 млндолл. на следующих условиях: льготный период — пять лет (с 2015 по 2020 год), период погашения займа — 18 лет (с 2020 по 2038 год)».

Как тогда уверяли общественность, «заем выдали под очень щадящий процент». Безусловно, наличкой в чемодане деньги в Украину не поступали, они лежат на счету, который нужно обслуживать: «одноразовая комиссия за открытие займа — 0,25%, комиссия за резервирование — 0,25%, процентная ставка — базовая ставка (с 2020 до 2038 года — 2,78%, в 2038 году — 2,7%)».

Чего не сделали

Основная цель проекта — улучшение качества медицинских услуг с особым акцентом на первичной и вторичной профилактике сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также улучшение эффективности системы здравоохранения.

Сразу стоит акцентировать внимание на сроке выполнения проекта — с 15 июня 2015 года (дата вступления соглашения в силу) до 30 сентября 2020 года. Ответственным исполнителем проекта выступает Минздрав.

Итак, за три с половиной года из 215 млн долл. были запрошены лишь 52,8 млн долл. Это всего лишь 27,9%, предусмотренных договором. Но и эти деньги освоить не смогли: «За 2015‒2017 годы и 9 месяцев 2018 года на мероприятия субпроектов всего использовано 45,5 млндолл., что составляет 86,2% объема займа, перечисленного из госбюджета местным бюджетам в виде субвенции (52,8 млндолл.)».

Аудиторы замечают, что в регионах мероприятия выполнены на четверть, поэтому существует высокая степень риска нереализации большинства субпроектов в установленные сроки (до 30 сентября 2020 года), а также неэффективного использования средств займа и средств государственного бюджета на его обслуживание.

Аудит счетной палаты по проекту «Улучшение здравоохранения на службе у людей»

Из-за некомпетентности и непрофессионализма чиновников государству пришлось оплатить комиссию за несвоевременное использование средств. «По данным Минфина по состоянию на 20 сентября 2018 года, оплачена МБРР комиссия по обязательствам по займу и проценты в сумме 2,9 млндолл. (погашение основного займа по условиям соглашения предусмотрено с 2020 по 2038 год)», — говорится в отчете. На данный момент это льготная ставка, дальнейшие штрафные санкции будут серьезнее.

2,9 млн долл. — это примерно 80 млн грн. Например, на создание сети кардиоцентров от госбюджета-2019 удалось оторвать лишь 150 млн грн. В нашей стране мало какие госпрограммы по заболеваниям покрываются на 100%. Подобные упущения — небывалая расточительность для страны, где бюджетные деньги в остром дефиците!

Посмотрим, куда пошли средства, которые удалось освоить: «Благодаря использованию в 2015–2017 годах и в течение 9 месяцев 2018 года 1 млрд 210,1 млнгрн субвенций удалось достичь определенного положительного эффекта по улучшению условий охраны здоровья населения в рамках проекта. В то же время реализация субпроектов в регионах происходит низкими темпами и с нарушениями планов закупок».

Например, план закупок был выполнен лишь на 24%. При этом без задержек во времени и в полном объеме осваиваются средства для оплаты услуг консультантов и переводчиков (использовано 3, 6 млн долл., или 70%), а также проведение учений, тренингов, конференций (использовано 1,5 млн долл., или 57%), то есть оплаты сопутствующих услуг, а не приоритетных мероприятий, которые призваны обеспечить профилактику, раннее выявление и лечение сердечно-сосудистых заболеваний и рака, повышение эффективности систем оказания медицинской помощи.

Вместе с тем реализация практических мероприятий (приобретение медицинского оборудования, расходных материалов, автомобилей скорой медицинской помощи), которые непосредственно влияют на улучшение здравоохранения, началась лишь с конца 2017 года.

Показателен аудит по Волынской области: «Управлением здравоохранения Волынской облгосадминистрации в течение 2015–2017 годов заключены договоры с восемью консультантами, с определенной помесячной платой от 700 долл. (консультант-переводчик) до 3045 долл. (консультант по управлению субпроектами) и произведена оплата по актам о предоставленных услугах в соответствии с заключенными договорами».

За что платили такие серьезные деньги? Если судить по актам, то за «проведение встреч; координацию работы; подготовку и участие в совещаниях; координацию учебных семинаров; проведение скайп- и телефонных переговоров; визирование писем». А также за участие в подготовке писем, подготовку поздравлений ко Дню медицинского работника и их рассылку, наполнение сети Facebook информацией.

Больше 20 тыс. грн решили пустить на брендирование ручек, видимо, в благодарность МБРР за заем: «Кроме того, управлением здравоохранения Волынской облгосадминистрации созданы риски неэффективного использования 21,1 тыс. грн на дизайн, макетирование и печать 3,5 тыс. шт. брендовых ручек с логотипом Всемирного банка (на дату аудита — 12.10.2018 кассовые расходы по этому договору не проведены), поскольку такие меры не относятся ни к профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, ни к раннему выявлению и лечению заболеваний систем кровообращения, обусловленным субпроектами».

Что сделать все же удалось

Например, начаты работы по строительству Винницкого регионального клинического лечебно-диагностического центра сердечно-сосудистой патологии.

Реализация проекта позволила обеспечить медицинским оборудованием действующий кардиологический центр. С момента поставки медицинского оборудования количество дистанционно переданных для консультаций электрокардиограмм из центров первичной медико-санитарной помощи увеличилось в полтора раза; проведено 584 плановых коронарографий и 566 плановых стентирований коронарных сосудов.

«Произведена поставка ангиографического оборудования для оснащения Коммунального учреждения Днепропетровский областной клинический центр кардиологии и кардиохирургии ДОР на сумму 576,6 тыс. евро. Осуществлена поставка медицинской мебели и медицинского оборудования для 39 амбулаторий семейной медицины городов Днепр и Кривой Рог на сумму 41,7 млнгрн», — говорится в отчете.

К сожалению, были установлены факты неиспользования приобретенного медицинского оборудования:

«Это свидетельствует о неготовности таких заведений к его использованию и указывает, в частности, на несовершенное управление реализацией субпроекта, создает риски достижения конечных целей. Так, в КУ «Днепровский областной клинический центр кардиологии и кардиохирургии» приобретенное в феврале 2018 года оборудование «Ангиограф. Интервенционная ангиографическая система Infinix-ICone + INFX-8000 VG3» не введена в эксплуатацию, находится в заводской упаковке в разобранном состоянии. Аналогично переданное в КУ «Днепровский центр первичной медико-санитарной помощи №1», КУ «Днепровский центр первичной медико-санитарной помощи №4», КУ «Областной информационно-аналитический центр медицинской статистики» медицинское оборудование (на общую сумму 9 млн 095,4 тыс. грн) находится в упакованном состоянии и не используется в деятельности указанных учреждений. Основными причинами этого является неготовность помещений (проведение реконструкции, капитального ремонта) для размещения указанного оборудования».

Так, в Полтавской области идет субпроект «Внедрение инновационной модели системы предоставления услуг больным гипертонией в Полтавской области». Цель субпроекта — достижение контроля за уровнем артериального давления у лиц в возрасте от 40 до 60 лет, выявление всех случаев артериальной гипертензии на ранних стадиях заболевания и проведения коррекции факторов риска, немедикаментозного и медикаментозного лечения.

«Реализация субпроекта позволила повысить уровень обеспеченности учреждений здравоохранения области медицинским оборудованием для диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний. В частности, все городские и районные больницы Полтавской области были оснащены суточными мониторами артериального давления, системами мониторирования, УЗИ-системами, лабораторными анализаторами, поставлена ​​первая партия тестсистем для проведения 50 тыс. скрининговых исследований, дефибрилляторами, аппаратами искусственной вентиляции легких. Служба экстренной медицинской помощи получила 100 дефибрилляторов, которыми оснащены бригады экстренной медицинской помощи. По мере ввода в эксплуатацию дефибрилляторов (с июля 2017 года по настоящее время) проведено 297 дефибрилляций», — констатируют аудиторы.

Резюме

Сведения о результатах аудита Счетной палаты были отправлены Кабмину с настоятельной рекомендацией рассмотреть состояние выполнения проекта «Улучшение здравоохранения на службе у людей». Результаты аудита с перечнем руководств к действию ушли также в Минздрав.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter