Новости
Ракурс
Хотинская крепость

Историко-культурные заповедники: сокращение и упадок

3 фев 2014, 16:20

В мире создано свыше 11 тыс. заповедных территорий, имеющих статус заповедника или национального парка. Таких земель в США около 18%, в Англии — 17%, в Швейцарии — 20%. Даже в островной Японии — 16%. Тогда как в Украине общая площадь заповедного фонда составляет немногим более 3,4 млн га, что соответствует всего лишь 5,5% площади государства. Хотя при советской власти она была гораздо больше.


.

Проблемы наследия

В 1989–1990 годах в Государственном научно-исследовательском институте теории и истории архитектуры и градостроительства в процессе работы над темой «Республиканский перспективный план комплексной реконструкции районов исторической застройки» был составлен наиболее полный «Список городов, поселков и сел Украины с ценным историко-культурным наследием» из 1400 населенных пунктов. Были определены четыре категории ценности поселений на основе интегральной оценки таких факторов, как наличие наследия, историческая значимость населенного пункта; категория учета расположенных на его территории памятников истории и культуры; сохранность исторического ландшафта. В первую заповедную категорию вошло 68 городов.

В настоящее время в Украине всего 18 городов имеют историко-архитектурные и историко-культурные заповедники. Но и из них на слуху у рядового гражданина лишь Киев, Севастополь, Луцк, Владимир-Волынский, Чернигов, Канев, Бахчисарай, Галич, Львов, Переяслав-Хмельницкий, Збараж, Острог, Дубно, Чигирин, Путивль, Хотин и Батурин. Общее количество историко-культурных заповедников на сегодня составляет 63, что в разы меньше, чем было в советское время.

Актуальной остается и проблема сохранения историко-культурных памятников. Например, на территории Корсунь-Шевченковского государственного историко-культурного заповедника, где размещен комплекс зданий усадьбы Лопухиных-Демидовых (памятники дворцово-паркового ансамбля XVIII–XIX веков), три из них используются различными организациями. В частности, помещением бани пользуется государственная служба охраны МВД в Черкасской области. Здание конторы управляющего находится с 1959 года на балансе городского производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного управления как восьмиквартирный жилой дом. А здание манежа было отдано под спортивную школу, и лишь недавно его передали на баланс заповедника в неудовлетворительном состоянии.

Фото: Усадьба Лопухиных-Демидовых (Корсунь-Шевченковский заповедник)

Частные владения

Нерешенной остается ситуация в государственном историко-культурном заповеднике «Трахтемиров». Еще в 1994 году комплекс памятников истории и культуры между селами Трахтемиров и Бучак Каневского района был объявлен государственным заповедником. В него входила территория площадью 4465 га, на которой был расположен 81 памятник археологии, девять памятников истории и природы. Однако право владения землей так и не было оформлено, а часть территории Григорьевского сельского совета Киевского района перешла в категорию лесного фонда и была передана под создание ландшафтного парка акционерному обществу закрытого типа «Трахтемиров».

Решением Черкасской облгосадминистрации в 1999 году площадь переданных государственному заповеднику земель была уменьшена до 590 га, а на остальной в 2000 году был создан упомянутый ландшафтный парк. Вот так и появился частный заповедник в государственном. Хотя постановление Кабинета министров Украины о создании последнего никто не отменял. Просто статус госзаповедника уже не имеет обновленного законодательного обеспечения. Как следствие, на его территории осталось только 18 памятников, а остальные (это преимущественно поселения скифского и древнерусского времени) находятся в пределах частного заповедника. Хотя ответственность за состояние сохранения всех памятников возложена на государство.

Положительным моментом в этой ситуации является то, что наиболее известные из историко-культурных заповедников системы Министерства культуры Украины и других ведомств за годы независимости получили статус национальных и усиленную правовую охрану. Это, в частности, Национальный заповедник «Херсонес Таврический», Национальный заповедник «Хортица», Национальный заповедник «Древний Галич», Национальный историко-этнографический заповедник «Переяслав», Национальный музей-заповедник украинского гончарства в пгт Опишня, Национальный историко-мемориальный заповедник «Поле Берестейской битвы», Национальный историко-архитектурный заповедник «Каменец», Национальный историко-культурный заповедник «Чигирин», Шевченковский национальный заповедник в Каневе, Национальный заповедник «София Киевская», Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник. Два последних еще и были включены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на это, деятельность органов власти по сохранению этих заповедников в надлежащем состоянии неудовлетворительна. Яркий пример — проблемы с застройками буферных охранных зон заповедников во Львове и Киеве.

Фото: Национальный заповедник «Херсонес Таврический»

Недостатки законодательства

Как уже отмечалось, важную роль в работе историко-культурных заповедников играют нормативные документы, регламентирующие деятельность заповедников Украины. Это, в частности, закон «Об охране культурного наследия», постановление КМУ «О занесении памятников истории, монументального искусства и археологии национального значения в Государственный реестр недвижимых памятников Украины», распоряжение КМУ о деятельности и развитии историко-культурных заповедников. Но практическая реализация этих норм оказалась довольно низкой.

Скажем, в соответствии со ст. 4 закона «Об охране культурного наследия» к полномочиям КМУ в сфере охраны культурного наследия относится объявление комплексов (ансамблей) памятников историко-культурными заповедниками государственного значения и территорий историко-культурными заповедными территориями. Но за весь период 2000-х годов в Украине было создано лишь восемь заповедников («Быковнянские могилы», с. Буша, г. Владимир-Волынский, г. Белз, г. Кременец, г. Бережаны, «Меджибож», г. Хотин). А за последние 10 лет (2003–2013 годы) в государстве не появилось ни одного нового историко-культурного заповедника.

Фото: Бывшие ворота Кременецкого замка

Долгое время такая ситуация объяснялась тем, что не было четкого порядка их основания. Но с 2010 года в законе «Об охране культурного наследия» появилась статья 33–1 «Порядок объявления комплекса (ансамбля) памятников историко-культурным заповедником или территории историко-культурной заповедной территорией», согласно которой подготовку и представление ходатайства об объявлении комплекса (ансамбля) памятников историко-культурным заповедникомили территории историко-культурной заповедной территорией могут осуществлять физические и/или юридические лица. К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие обоснование необходимости осуществления такого шага. По результатам его рассмотрения орган исполнительной власти дает заключение о целесообразности объявления комплекса (ансамбля) памятников историко-культурным заповедником или территории историко-культурной заповедной. После чего Кабмин принимает соответствующее решение.

Отсылка к перечню документов, необходимых для принятия такого решения, реализована с момента принятия 6 июля 2011 года постановления КМУ «Об утверждении перечня документов, необходимых для принятия решения об объявлении комплекса (ансамбля) памятников историко-культурным заповедником или территории историко-культурной заповедной территорией» №727. Однако до сих пор нет ни единого решения о создании заповедников.

Дело нации

В этом плане можно поучиться у соседней Польши, где даже не в профильном законе об охране природы говорится: «Земли и прочая недвижимость, находящиеся в пределах ландшафтного парка, имеют рекреационное значение и должны воспитывать у молодежи уважение к родной природе, культуре и истории». И действительно: сохранить в современном мире достояния прошлого, все произведения нашего исторического бытия и национального гения, чтобы передать их будущим поколениям, — высокая и благородная миссия всех причастных к проблеме охраны культурного наследия.

Больше того, еще со времен возникновения самой идеи заповедности научные круги и прогрессивная общественность считали сохранение эталонов каждой историко-культурной области святым делом, делом совести и чести нации. Ведь судьба каждого человека связана с землей, на которой он живет. Поэтому столь острой видится проблема сохранения национального наследия — историко-культурных памятников и заповедных территорий.

Теперь наступило время разработки комплексной Государственной программы развития историко-культурных заповедников Украины, которая определила бы весь комплекс проблем, в том числе создание новых заповедников в системе единого государственного органа по охране историко-культурного наследия (Министерства культуры Украины); резервирования ведущих историко-культурных комплексов для последующей организации заповедников; их финансирования отдельной строкой в госбюджете, как это уже сделано в отношении биосферных и природных заповедников, национальных парков, и разработки генеральных планов развития и комплексных программ регенерации; принятия комплекса законодательных актов, таких, как закон о заповедниках и изменения в туристическое законодательство.

Благодаря этому удастся улучшить ситуацию с сохранением культурного наследия страны, что является крайне важной задачей для Украины. Ведь упадок культуры, равнодушие к духовному и историческому развитию нации приводят к непоправимым потерям во всех сферах общественной жизни — экономической, политической, социальной и правовой.

Алексей САК, Адвокатское объединение «АКТИО»


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter