Кому нужны самые умные абитуриенты
https://racurs.ua/889-komu-nujny-samye-umnye-abiturienty.htmlРакурсВступительная кампания в разгаре: абитуриенты бойко несут документы в приемные комиссии. Впрочем, даже рейтинговые университеты провалили самый важный в своей истории экзамен — не захотели отобрать умнейших абитуриентов. Ведь введенный в этом году углубленный уровень знаний в ВНО при поступлении требуют только в семи из нескольких сотен украинских вузов.
Рекордные баллы — в кармане
Как известно, в 2015-м выпускники школ и все желающие вступить в отечественные вузы совсем по-новому сдавали тестирование. Украинский центр оценивания качества образования ввел двухуровневые тесты по основным предметам — украинскому языку и литературе и по математике. Поэтому каждый потенциальный абитуриент мог адекватно оценить свои знания и выбрать базовый или углубленный уровень сложности. Так, по языку более сложные задачи рискнули написать 7,5% участников ВНО, по математике — 12%. Очевидно, тесты углубленного уровня сложности должны помочь выявить «золотой интеллект нации» — самых умных молодых людей, скажем, будущих филологов и инженеров.
Более того, 15 выпускников из разных уголков Украины получили максимальные 200 баллов по украинскому языку и литературе, восемь из одаренных детей имеют рекордные 200/200 (и по базовому, и по углубленному уровням ВНО). Причем ни один из владельцев заоблачных баллов не учился в столичной школе! По данным Киевского регионального центра оценивания качества образования, трое выпускников из Киевской области, двое — из Черкасской, по одному — из Львовской, Ивано-Франковской и Одесской. А двое из восьми победителей окончили... обычные сельские школы: Юлия Лупан училась в с. Мирное Бориспольского района (Киевская область), Анна Власенко — в с. Красная Слобода (Черкасская область).
В то же время украинские девушки доказали, что точные науки под силу не только юношам. Так, абсолютный рекорд побили сразу две выпускницы из Нежина на Черниговщине: Татьяна Смага и Валерия Гладкая единственные на всю страну набрали наивысшее количество баллов по трем предметам ВНО. К примеру, Валерия получила максимальные 200 баллов по химии, биологии и математике. Свой «золотой» сертификат она понесла в Киевский национальный университет им. Т. Шевченко, Татьяна — в Винницкий медицинский.
Выходит, так называемый «золотой интеллект» обнаружили, сертификаты с соответствующими результатами вручили — теперь, казалось бы, умненькие выпускники должны претендовать на бюджетные места в университетах, годами лидирующих в рейтинге. Однако они столкнулись с непонятной проблемой: оказывается, их углубленный уровень сложности почти что никому не нужен.
Призрачные бонусы
«Только семь высших учебных заведений, преимущественно столичных, требуют при поступлении тесты углубленного уровня сложности в качестве обязательных, — констатирует эксперт по вопросам образования Гражданской сети «Опора». — Все остальные университеты используют тесты базового уровня».
Таким образом, университеты априори не стремятся получить самого умного абитуриента. Можно понять вузы с посредственным качеством образования и незначительным ажиотажем в приемных комиссиях, которые безмерно рады любому абитуриенту. Но самое удивительное, что даже рейтинговые университеты в ТОП-10 Украины, где бешеный конкурс на одно место, тоже отказываются отбирать лучших.
Поэтому возникает вполне логичный вопрос: зачем государству тратить средства на печать дополнительных сложных заданий ВНО, если юные эрудиты, которым они под силу, не нужны ведущим вузам? И стоит ли тогда вводить углубленный уровень для тестирования по другим предметам, как это планировалось на будущее?
К примеру, по данным Министерства образования и науки, больше выпускников стремятся стать студентами Львовского национального университета им. И. Франко — здесь зарегистрировали уже более 35 тысяч заявлений. Среди них и заявление львовского выпускника Андрея, который удачно сдал тестирование по математике. «На днях подал документы на три факультета: прикладная математика, международная экономика и компьютерные науки, — делится абитуриент. — Однако на все направления было достаточно лишь базового уровня ВНО по математике. Я сдал углубленный уровень на 189 баллов. Поэтому подал эти результаты с надеждой на определенные преимущества при поступлении. Однако оказалось, что никаких бонусов нет».
Похожая ситуация и в известной «Львовской политехнике», занимающей не менее почетное третье место по количеству поданных в этом году заявлений от абитуриентов. «И по математике, и по украинскому языку и литературе на все направления подготовки требуем базовый уровень ВНО», — констатируют в приемной комиссии вуза. На вопрос «Ракурса», мол, что предложите поступающему с углубленным уровнем тестов, в университете отвечают, что сертификат примут, однако никаких преференций при поступлении не будет.
Самую умную молодежь ждут в Киевском национальном университете им. Т. Шевченко, куда абитуриенты тоже массово несут документы. На схожие специальности (например, статистику, математику, кибернетику и др.) здесь требуют только углубленный уровень в сертификате ВНО. Однако далеко не у всех талантливых детей есть возможность учиться в столице, отчего же региональным университетам не повысить планку при поступлении?
Создается впечатление, что причина банально проста: возможно, рейтинговые вузы открывают объятия для всех, чтобы не потерять часть контрактников, которые принесут львиную долю дохода. И если бюджетные места все же отдадут абитуриентам с наивысшими баллами (пусть и с базовыми), то на контракт зачислят всех остальных. Впрочем, и те, и другие в итоге получат одинаковый диплом известного вуза.
Качество хромает?
Очевидно, решение этой непростой проблемы лежит в двух плоскостях. Во-первых, в Украине до сих пор функционирует слишком много вузов, печатающих дипломы. Министерство образования и науки уже проводит соответствующие проверки по качеству обучения в системе высшей школы. «Наше ведомство обратило внимание на деятельность отдельных вузов, где учится 100–200 студентов, — рассказывает первый заместитель министра образования и науки Инна Совсун. — В таких учебных заведениях практически нет преподавателей, работающих на полную ставку, поэтому возникает вопрос о качестве учебного процесса. Это, очевидно, не высшее учебное заведение, а скорее небольшой детсад». И хотя МОН направило в подобные заведения комиссии для проверки, все же рекомендует абитуриентам осторожно относиться к таким университетам. Поэтому система высшего образования требует оптимизации — в ней должны остаться только вузы, предлагающие студентам качественные знания.
Во-вторых, университетам надо повышать планку для абитуриентов, бороться за умного абитуриента, а не «загребать» всех подряд. По словам И. Совсун, на сегодняшний день 80% выпускников школ последних лет становятся студентами. «Это, откровенно говоря, гораздо больше, чем соответствующие показатели в Европе и, конечно, показатели не очень хорошие, — отмечает первый замминистра. — Это означает, что фактически нет никакой селективности в доступе к высшему образованию, и любой, у кого есть аттестат, может поступить в высшие учебные заведения».
С какими же знаниями большинство университетов зачисляют поступающих? Далеко не будем ходить. Директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук на своей странице в Facebook красноречиво иллюстрировал знания выпускников школ. «80% абитуриентов не владеют умениями по правильному произношению глухих и звонких согласных; 70% — не умеют согласовывать числительное с существительным; 90% — не знают, где надо ставить запятую между однородными членами предложения; 80% — не знают, где поставить двоеточие в бессоюзном сложном предложении», — перечисляет результаты обучения Игорь Леонидович. Причем большинство из таких учеников станут студентами университетов.
Поэтому проблема качества образования требует комплексного подхода и не заканчивается на пороге высших учебных заведений — ведь будущего абитуриента и его знания нужно лелеять и основательно готовить еще за школьной партой.