Новости
Ракурс

Нефтегазовые схемы Партии регионов

12 августа Соломенский районный суд Киева вынес обвинительный приговор одному из участников преступной организации, созданной три с половиной года назад народным депутатом Украины Александром Онищенко. По подсчетам детективов Национального антикоррупционного бюро, она путем махинаций с продажей природного газа обокрала государство на 1 млрд 613 млн 224 тыс. 251 грн 69 коп. Пока вожак стаи беловоротничковых воров скрывается за границей, его подчиненный заключил с прокурором соглашение о признании виновности и обязался сотрудничать со следствием, за что и получил довольно мягкое наказание в виде пяти лет лишения свободы условно.


.

Борьба с коррупцией или грызня за лакомый кусок?

Анализируя дело Онищенко, приходишь к выводу, что весь связанный с ним этот сыр-бор — никакая не борьба с коррупцией, а обычная грызня разных группировок чиновников за контроль над газовыми финансовыми потоками. Чтобы понять это, вернемся на минутку в 2014 год.

21 марта силами различных правоохранительных органов был проведен ряд обысков и задержаний, во время которых среди прочих был арестован бывший председатель Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» Евгений Бакулин. Ему было предъявлено обвинение в грандиозных хищениях государственного имущества. Как заявил тогда министр внутренних дел Арсен Аваков, одна только схема Курченко, которая заключалась в продаже газа подконтрольным ему фирмам по заниженным ценам, нанесла убытки госбюджету на сумму 7 млрд грн.

Печерский районный суд Киева определил меру пресечения: тюрьма или 1,5 млрд грн залога. Злоумышленник денег платить не захотел и выбрал Лукьяновский тюремный замок. Но надолго он там не остался. 25 апреля 2014 года судья Печерского суда Татьяна Ильева «срезала» Бакулину сумму залога с 1,5 млрд грн до 10 млн грн, то есть в 150 раз. Такие деньги оказались заключенному вполне по карману, поэтому вскоре он уже разгуливал на свободе. Из числа чиновников по этому поводу выразил свое возмущение только министр юстиции Павел Петренко, который пообещал, что он как член Высшего совета юстиции будет инициировать проверку этой судьи. Но обещание оказалось пустышкой, и госпоже Ильевой от него не стало ни холодно, ни жарко.

Осенью того же года, после того, как Бакулин официально получил статус народного депутата Украины, дело в отношении него было закрыто по нереабилитирующим обстоятельствам, поскольку для привлечения персоны такого рода к уголовной ответственности необходимо было разрешение Верховной Рады по представлению Генеральной прокуратуры, а глава последней Виталий Ярема не стал его писать. С тех пор прошло немало времени: Ярему поменяли на Виктора Шокина, а Шокина сменил Юрий Луценко, но ни один из этих генпрокурорских деятелей не поставил вопрос ни о возобновлении уголовного преследования Бакулина, ни тем более о его аресте. Новоиспеченный правоохранительный орган в лице НАБУ, в компетенции которого находятся представители депутатского корпуса, тоже не стал проявлять инициативу в этом вопросе.

Из данных фактов можно сделать один вывод: Бакулин откупился. Причем необязательно деньгами. Возможно, поделился с новыми хозяевами страны какой-то ценной информацией, возможно, наоборот, пообещал держать при себе какую-то информацию, разглашение которой было бы им неприятно. Точно известно одно: коррупционные схемы в нефтегазовой сфере после Революции достоинства никуда не делись. Более того, контроль над ним в значительной степени остался у представителя старой власти, а именно у народного депутата от бывшей Партии регионов Александра Онищенко, который с 2012 года занимает должность заместителя председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.

Технология фирм-присосок

В 2004 и 2007 годах, именно в те периоды, когда премьер-министром был Виктор Янукович, государственная компания (с 2012 года — публичное акционерное общество) «Укргаздобыча», являющаяся дочерней структурой НАК «Нафтогаз Украины», заключила с рядом ООО договоры о совместной деятельности. Суть была в том, что «Укргаздобыча» предоставляет природный газ, а фирма — услуги по его реализации по рыночным ценам, после чего прибыль делится на двоих. Таких обществ с ограниченной ответственностью было несколько десятков, но тех, с которыми непосредственно были связаны предъявленные подсудимому обвинения, в приговоре названы два —ООО «Карпатнадраинвест» и ООО «Надра Геоцентр». Руководство совместной деятельностью осуществляло ООО, которому предоставлялись функции оператора и доверенность на представительство интересов «Укргаздобычи». Оператор согласно условиям договора был обязан продавать природный газ исключительно на биржевых аукционах по максимальной цене. Но с учетом предельного уровня цен на этот товар, установленного постановлениями Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики. А по завершении торгов предоставлял руководству «Укргаздобычи» аукционные свидетельства, игравшие роль подтверждающих документов: якобы газ продан по самой выгодной для партнера цене.

В соответствии с Законом Украины «О товарной бирже», она обеспечивает создание условий для проведения биржевой торговли и регулирование цен на основании соотношения спроса и предложения на товары, которые допускаются к обращению на бирже. Товарная биржа при этом не занимается коммерческим посредничеством и не имеет целью получение прибыли. Отдельной статьей этого закона прописано, что на товарной бирже запрещается купля-продажа товаров одним лицом непосредственно или через подставных лиц с целью влияния на динамику цен, а также любые согласованные действия участников биржевой торговли, которые имеют своей целью или могут привести к изменению или фиксации текущих биржевых цен. Но практика показывает, что несмотря на ограничения, установленные буквой закона, в нашей стране элементарно просто наладить схему присвоения государственных средств с помощью фирм-присосок и карманных товарных бирж. Но для этого есть одно необходимое условие: для успешного функционирования схемы нужно гласное или негласное согласие председателей «Укргаздобычи», «Нафтогаза» и премьер-министра. И, конечно же, главы государства.

Липовый директор липовой биржи

Как сказано в тексте приговора, в январе 2013 года Онищенко создал преступную организацию, в состав которой в разное время входило около трех десятков человек. Среди них — должностные лица ОАО «Укргаздобыча». Уголовное производство в отношении нее было открыто 4 декабря 2015 года, но ее деятельность была приостановлена ​​только в июне 2016-го. Из этого вытекает, что ключевую роль в разоблачении совершенных ею преступлений играла не оперативная информация, которой было достаточно, а политическая воля по ее реализации, неожиданно возникшая летом этого года. Очевидно, что-то не поделили.

Подсудимый, арестованный 15 июня 2016 года, формально считался директором товарной биржи «Центр», но фактически за него все решали другие люди. Он лишь подписывал и скреплял печатью составленные ими заведомо поддельные документы о проведении этой биржей аукционов по продаже природного газа, которые на самом деле не проводились, так как товар реализовывался подконтрольным Онищенко предприятиям по ценам существенно ниже рыночных. Подсудимый же, с целью придания видимости легальной деятельности ТБ «Центр», вел книги регистрации заявок на участие в аукционах и их проведение. Эти книги предоставлялись для подписи номинальным директорам предприятий, которые, согласно аукционным свидетельствам, продавали и покупали природный газ. Кроме того, для массовки в этих манипуляциях были привлечены подставные лица, возглавляющие фиктивные фирмы, которые якобы участвовали в проведении аукционов, но не стали победителями торгов.

Сотрудники НАБУ насчитали, что директор ТБ «Центр» нарисовал 68 аукционных свидетельств, в которые заносились название объекта торгов и их результат, то есть цена продажи и наименование победителя торгов. Эти документы, которые подписывались лицитатором аукциона, продавцом и покупателем, были основанием для оформления договоров купли-продажи между сторонами. Всего же по данным органа досудебного следствия в результате продажи природного газа по заниженным ценам участники преступной организации Онищенко завладели средствами ОАО «Укргаздобыча» в размере 1,6 млрд грн. Биржа, которую возглавлял наш герой, получила за свои «труды» вознаграждение в сумме 4 млн 839 тыс. грн. Ему за это было предъявлено обвинение по трем статьям Уголовного кодекса Украины: 255 — создание преступной организации, 364-1 — злоупотребление полномочиями должностным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы, и 366 — служебный подлог, совершенный в составе преступной организации.

Директор одним из первых решил, что для него будет лучше полностью признать свою вину и начать сотрудничество со следствием для разоблачения своих бывших сообщников. В результате материалы дела, касающиеся непосредственного его, 2 августа 2016 года были выделены в отдельное производство, и в тот же день между ним и прокурором специализированной антикоррупционной прокуратуры Генеральной прокуратуры Украины Романом Симкивом, который имел полномочия прокурора в этом уголовном производстве, было заключено соглашение о признании виновности. Директор биржи согласился с предложенными ему наказаниями: по первому пункту обвинения — пять лет условного лишения свободы, по второму — штраф в размере 6800 грн с лишением права в течение года занимать должности, связанные с организацией и проведением биржевых торгов и аукционов, по третьему — два года условного лишения свободы и штрафом 4250 грн. Всего получилось пять лет условного заключения с испытательным сроком два года плюс 11 050 грн штрафа. А главное для заключенного — изменить меру пресечения в виде содержания под стражей на личное обязательство и освободить из-под стражи в зале суда.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter