Новости
Ракурс

Долой самокопание: как прекратить поиски себя и начать жить

30 апр 2017, 10:47

Все мы слышали о том, как важно заглядывать внутрь, искать себя и принимать вещи такими, какими они есть. Что же с этим может быть не так?


.

Китайские философы две тысячи лет назад сказали бы, что тяга к самопознанию вывела нас на опасную тропу заблуждений и самоограничения. Попробуйте подумать о себе так, как это делали они: нет никакого истинного «я» и нет «я», которое можно обнаружить, абстрактно всматриваясь внутрь. Такое «я» было бы не более чем моментальным снимком вас в конкретный момент времени. Мы — сложные, многогранные личности, живущие свою жизнь, взаимодействуя с другими сложными и многогранными личностями. То, кем мы являемся в настоящий момент, зависит от постоянно меняющихся отношений с другими людьми.

Такие философы, как Конфуций, считали, что жить надо по принципу «как будто». Они утверждали, что, следуя ритуалам «как будто» — которые по своей сути противоположны отношению к себе как к чему-то истинному, настоящему, — мы становимся лучше.

Как это работает? Представьте себе игру в прятки с ребенком. Если вы делаете вид, что не можете спрятаться как следует, то и вы, и ребенок прекрасно понимаете, что вы просто притворяетесь. Но играя эти роли, вы оба ломаете свои привычные поведенческие шаблоны. Торжествующий ребенок побеждает взрослого, а взрослый не может за себя постоять, становится уязвимым.

Мы отделяемся от того, кем мы являемся, когда замечаем, что вовлеклись в не слишком хорошую ситуацию, и активно работаем над тем, чтобы изменить свое отношение — «как будто» в этот момент мы становимся другим человеком. Таких возможностей в нашей жизни множество. Например, когда мы весело кого-то приветствуем, хотя на самом деле нам тоскливо; когда мы спокойно реагируем на раздражитель, хотя наше «настоящее» чувство — злость. В подобных случаях мы задействуем альтернативную реальность, где сами создаем новые грани себя, и всякий раз после этого мы «возвращаемся» уже немножко другими людьми.

Когда мы вот так нечестны по отношению к себе, это позволяет нам сломать негативные шаблоны поведения. Конфуций (который, судя по всему, видел опасность в эгоцентризме и почти наверняка пришел бы в ужас от теста на тип личности по Майерс — Бриггс) учил, что мы должны «преодолеть себя». Его ритуалы освобождали людей от понятия «истинного я».

Но если нет никакого настоящего «я» и все мы постоянно меняемся, вы можете спросить, как же тогда понять, что будет лучше для вас. И здесь снова может прийти на помощь разотождествление с тем, кем вы привыкли себя считать.

Очень показателен пример с одним студентом, который в школе хорошо успевал в математике и других точных науках, поэтому решил поступать в университет на экономический факультет. При этом он интересовался китайским языком, но вскоре бросил занятия, поскольку считал, что языки не его сильная сторона. Однако после того, как студент открыл для себя китайскую философию, он осознал, что не должен был ограничиваться своей склонностью к математике, как и непременно следовать намеченному изначально пути. Он вернулся к изучению китайского, получил второе образование по азиатским наукам и сейчас работает дипломатом. Вырвавшись из оков собственных представлений о себе, он круто изменил свою жизнь.

Попробуйте ощутить свободу, осознав, что ни «я», ни мир вокруг не являются чем-то стабильным, цельным, совершенным. Это дает нам возможность постоянного изменения каких-то вещей, пусть даже на микроуровне. Меняясь в мелочах ежедневно, в результате мы создаем вокруг себя новый мир, позволяющий процветать и нам самим, и нашему окружению.

Индивидуалисты XXI века

В современном мире нам на каждом шагу предлагают всевозможные книги и тренинги по саморазвитию. Консультанты и коучи призывают заглянуть внутрь себя и найти там ответы на все вопросы.

Когда-то, в 60-е годы прошлого века, этот посыл звучал как сопротивление жесткой структуре мира. Теперь же он стал основой современного общества.

Нынешнее потребительское общество зависит от людей, ориентированных на гибкость и самопознание. Оставаться неподвижным в такой среде сродни инакомыслию. Цунами самореализации способствовало созданию и поддержанию рыночного спроса на, так сказать, рабскую рабочую силу, которая находится в постоянном напряжении и не имеет внутреннего стержня. В течение последних 50 лет управленческие и организационные теории, которые принято считать прогрессивными, были сосредоточены на «целостной личности», «человеческих ресурсах» и идее самореализации через работу. «Развитие себя как личности» из радикальной идеи превратилось в основу нашей культуры потребления.

Сегодня реальное сопротивление системе будет состоять не в том, чтобы смотреть внутрь в поисках истинного «я», а в том, чтобы отвергнуть всю концепцию и научиться относиться ответственно к самому себе и другим людям. Услышать фразу «мне не нужно себя развивать» практически невозможно, поскольку с учетом общественного настроя это прозвучит как ересь.

Возможно, в современном мире настоящим индивидуалистом станет тот, кто отважится быть «как все». Сейчас большинство из нас — это толпа, где каждый считает себя уникальным. Как ни парадоксально это прозвучит, но именно тот, кто не считает себя индивидуальностью, выбивается из этой толпы. Возможно, именно такие люди гораздо лучше понимают сами себя.

Те, кто отвергает идеологию непрерывного поиска себя и саморазвития, в результате имеют больше шансов жить целостной жизнью и делать то, что важно именно для них. Не лучше ли просто быть порядочным человеком и не зацикливаться на идее стать уникальной личностью.

Перевод: Людмила КРЫЛОВА

Источники: https://www.theguardian.com/lifeandstyle/2016/may/08/stop-trying-to-find-yourself

https://www.theguardian.com/lifeandstyle/2017/apr/16/its-time-to-stop-looking-for-yourself-and-resist-self-improvement-svend-brinkmann


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter