Новости
Ракурс

Нулевое декларирование как способ легализации коррупционных доходов

30 мар 2018, 08:48

О необходимости введения в Украине так называемой нулевой декларации начали говорить еще с момента запуска электронного декларирования. Ее сторонники отмечали, что это на самом деле действенный механизм вывести деньги из тени. Ведь больше половины украинского капитала скрывается именно там.


.

Таким образом власть хочет всех — от миллионера до пенсионера — заставить идти в налоговую и отчитываться об имеющемся имуществе, деньгах и т. п. В результате, с одной стороны, удастся обложить налогами то, что украинцы скопили на черный день, а с другой — вывести из тени и легализовать собственные миллиарды, чтобы в дальнейшем их инвестировать.

Амнистировать капиталы

 

В настоящее время юридического понятия нулевой декларации в украинском законодательстве нет. Так что же имеют в виду политики, когда говорят о таком виде декларирования? На самом деле это способ рассказать государству обо всем имуществе и средствах, уплатив за них налоги. А взамен получить гарантии, что ни за какие из них человека не накажут как за незаконно приобретенные.

Недавно президент Петр Порошенко предложил вернуться к дискуссии о возможности введения так называемой нулевой декларации. В то же время он призвал экспертов и общественность приобщаться к обсуждению уже готовых наработок профильного комитета. Поддержала эту идею и представитель президента в парламенте, народный депутат Ирина Луценко.

«Сейчас существует несколько предложений о внесении в Верховную Раду законопроекта о нулевой декларации, — отметила Ирина Луценко в кулуарах парламента. — Звучало предложение — подавать этот законопроект вместе с законопроектом о валюте или внести его с изменениями в Налоговый кодекс относительно налога на выведенный капитал. Предложения и политическая воля есть, и я думаю, что поддержка в зале тоже будет».

Идея амнистировать капиталы уже не впервые звучит в коридорах власти. В 2015 году глава фракции БПП в Верховной Раде Юрий Луценко зарегистрировал законопроект «О нулевой декларации». Коалицианты хотели быстренько его принять. Идея заключалась в том, чтобы легализовать все состояние до того, как оно будет показано в электронных декларациях. Правда, тогда на время пришлось забыть об амнистии капитала из-за жесткой позиции МВФ, который выступил категорически против.

Впоследствии с такой инициативой активизировались в налоговом комитете, который возглавляет депутат от БПП Нина Южанина. Тогда комитетом был подготовлен текст документа, который не регистрировали как законопроект, однако обнародовали в СМИ. Им предусматривалось введение нулевой декларации посередине срока первой волны электронного декларирования. Также в этом документе был пункт, согласно которому налоговая по умолчанию будет считать, что у каждого гражданина есть миллион гривен, если он не подаст разовую декларацию. Эту норму якобы прописали для того, чтобы граждане были заинтересованы в подаче такой декларации. Можно только представить очереди в налоговую в случае принятия в таком виде законопроекта. Собственно, даже непонятно, где взять столько работников, которые могли обработать эти декларации.

«В документе, который вышел из комитета, прописали следующее: абсолютно все физические лица должны подавать нулевые декларации и указывать все принадлежащее им имущество, даже то, которое было приобретено незаконным путем, — рассказывает председатель совета ОО «Общественный люстрационный комитет» Александра Дрик. — То есть в налоговую инспекцию единовременно подается декларация, в которой указывается все нажитое имущество. В то же время государство гарантирует отсутствие любой административной, дисциплинарной или уголовной ответственности для декларантов за незаконные доходы. Эта декларация должна быть секретной: доступ к ней был бы только у налоговиков. Собственно, тогда достаточно подробно прописали, что необходимо указывать в этой декларации (наличные, счета, недвижимое имущество). Очевидно, замысел такой декларации состоял в том, чтобы за ее счет легализовать все имущество еще до завершения первой волны е-декларирования. Это тоже планировалось быстро принять, чтобы никто толком не успел понять, что происходит. Тогда это удалось остановить».

На этот раз идея о введении нулевой декларации появилась снова с подачи президента, который привязал ее к валютной либерализации — для нее одной из ключевых проблем является теневая экономика. Правда, по мнению Александры Дрик, на самом деле речь идет не о валютной либерализации, а о желании под видом защиты бизнеса протолкнуть норму (очевидно, речь пойдет о законе), которая позволит абсолютно всем должностным лицам в Украине легализовать свои доходы. В этом случае деятельность антикоррупционных органов, в том числе системы е-декларирования как антикоррупционного инструмента, не будет иметь никакого смысла.

«Нулевое декларирование предусматривает декларирование доходов заробитчан, которые сейчас фактически не учитываются. Ведь люди думают: если мне не дали возможности заработать здесь и я вынужден зарабатывать деньги в другой стране, то почему я должен это показывать? Я же плачу налог на добавленную стоимость, — добавляет исполнительный директор Transparency International Ярослав Юрчишин. — В таком случае логично было бы ввести поощрительные меры — налоговые каникулы, более качественное администрирование налогов и т. п. Этого нет. Поэтому более резонным выглядит объяснение: НАПК фактически не проверяет е-декларации, но они являются очень серьезной имиджевой потерей, поскольку в основном это доходы, происхождение которых те же политики не могут объяснить, так что этот вопрос необходимо как-то решить. Лучший вариант — объявить введение нулевой декларации, банально легализировав эти доходы».

От офшора к офшору

Одним из серьезных стимулов введения нулевой декларации эксперты называют желание чиновников легализовать миллиарды, заработанные уж очень относительно честными способами.

«Сейчас действует такая схема: вы берете какую-то государственную собственность, оформляете ее на инвестиционный фонд, который принадлежит другому инвестфонду, все это в офшорах. Затем деньги из офшора заводятся сюда под видом инвестиций. За них покупается недвижимость, к примеру, бизнес-центр, а полученные доходы снова выводятся в офшоры, — объясняет политический эксперт Михаил Чаплыга. — Они хотят запустить приватизацию и дешево скупить еще не проданное государственное имущество. Понятно, что покупаться оно будет за эти ворованные и спрятанные в офшорах деньги. Таким образом они хотят легализовать то, что называют инвестициями, на самом деле речь идет об украденных деньгах. Больше всего возмущает следующее: они говорят, что у каждого украинца есть деньги. Мол, введение нулевых деклараций — в интересах каждого гражданина. Ну, если обычный человек где-то насобирал себе, ну пусть 10 или даже 20 тыс. долл., то у них это миллиарды. И теперь они хотят запустить что-то вроде амнистии капитала: давайте мы заплатим пару процентов, а нас за это не будут судить».

В результате в страну легально заводятся деньги и якобы на равных скупается государственное имущество. Правда, у одних покупателей есть тысяча долларов, а у других — миллиард. Так что на самом деле это обман.

Если бы в нашем государстве действительно хотели провести амнистию капитала, то речь шла бы о схемах, которыми в свое время воспользовались в Польше, когда налоги платит конечный бенефициар. То есть в страну заходит инвестор, представляет документ, где указывается конечный бенефициар, и именно он платит налоги. В таком случае нет разницы, из какого офшора заходят деньги. Эта схема работает и в большинстве американских штатов.

«В целом у них уже накопилось столько «черных» денег, что они не знают, что с ними делать (не вложить их никуда нельзя), — уверяет Михаил Чаплыга. — В той же Великобритании действует акт, согласно которому политики имеют небольшие денежные лимиты, которыми могут распоряжаться. Конечно, они могут покупать недвижимость, инвестировать эти средства, но если не докажут их происхождение, то их недвижимость или инвестиции конфискует государство. Так что единственное, что могут сделать наши властные мужи — отбелить награбленные деньги через страну происхождения, то есть Украину. То есть им надо легализоваться и не сесть в тюрьму, заплатить копейки, а потом якобы на равных купить собственность и снова вывести деньги в офшор».

В то же время эксперты уверены, что протолкнуть идею нулевого декларирования будет сложно. Ведь эффективная проверка е-деклараций прописана в условиях для сохранения безвиза и в проекте макрофинансовой помощи на 1 млрд евро, который должен скоро рассматриваться Европейским парламентом. «Все это свидетельствует, что убить е-декларирование будет непросто, поэтому они и хотят его обесценить, введя нулевую декларацию, — говорит Александра Дрик. — Сейчас еще нет такого законопроекта, на который можно было бы ссылаться. В то же время, если такая декларация будет введена в том виде, как предлагалось ранее, то тогда антикоррупционным органам нечем будет заниматься: они не смогут расследовать или привлекать к ответственности. Критически важен еще один момент: закон, который я подробно описала, предусматривал подачу е-деклараций для всех физических лиц. Понятно, что депутаты, судьи, прокуроры тоже являются физическими лицами. И они смогут воспользоваться возможностью подачи нулевой декларации».

Вот так и получается, что, прикрываясь интересами бизнеса, чиновники решают совсем другие задачи.

Интересный, но не всегда успешный опыт

Сторонники налоговой амнистии часто апеллируют к опыту зарубежных стран. Правда, он не всегда был удачным.

Так, в Грузии вместо ожидаемых поступлений в размере 4 млн долл. в госбюджет поступило 35 тыс. долл. Тогда деньгами с бюджетом поделились только восемь бизнесменов. Условия грузинской амнистии были следующими: каждый бизнесмен мог откровенно заявить о своих финансах и имуществе и внести в бюджет 1% от общей суммы.

Казахстан еще в начале 2000-х провел детенизацию капитала. В течение одного месяца все желающие, кроме тех, кто находился в тюрьме, могли полностью легализовать скрытые доходы, при условии перевода их на счета 19 банков страны. Ни налогов, ни объяснения происхождения денег никто не требовал. Для того чтобы казахи могли начать свои финансовые отношения со страной с чистого листа, были уничтожены все налоговые декларации за шесть лет. За время действия амнистии капитала в банки поступило примерно 500 млн долл. А во время очередной налоговой амнистии в 2005–2007 годах было выведено из тени примерно 6,7 млрд долл.

Относительно успешной была амнистия капитала в Бельгии в 2004 году. По итогам года эта акция обогатила бюджет страны на 496 млн евро. Гражданам предложили легализовать теневые капиталы, заплатив 9% штрафа от задекларированной суммы. А те, чьи деньги работали на экономику стран Евросоюза, заплатили лишь 6%. Тогда ожидания бельгийского правительства не оправдались: в страну поступил примерно 1 млрд евро, а это всего 6% от запланированной суммы. Правда, амнистия положительно повлияла на рост валового внутреннего продукта страны: в 2004 году он вырос на 2,7%, из которых 0,2% — налоговые штрафы.

Одним из самых успешных в мировой практике примеров амнистии капитала была Италия. Заявитель должен был заплатить 2,5% от задекларированной стоимости имущества или приобрести государственные ценные бумаги на сумму, равную 12% от стоимости скрытого имущества. Взамен получал гарантии освобождения от подачи декларации, уплаты налоговых задолженностей и аудита средств, полученных до амнистии. В итоге только за первые два месяца в страну вернули 61 млрд евро, а налоговый сбор составил 24 млрд евро.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter