Рынок земли: как чиновники не дают украинцам заработать
https://racurs.ua/1944-rynok-zemli-kak-chinovniki-ne-daut-ukraincam-zarabotat.htmlРакурсНаша страна потеряла возможность пользоваться международной финансовой помощью, практически полностью остановив реформы, на проведении которых настаивают финансовые доноры. Ярчайшим примером такого торможения можно назвать продление 7 декабря прошлого года Верховной Радой моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения. В случае снятия этого моратория Всемирный банк, приостановивший выделение недорогих денег, готов возобновить финансовые вливания, понимая, что цены на землю в Украине вырастут и государство сумеет возвратить деньги.
Сату Кахконен, директор Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы, в своем интервью Bloomberg говорила именно об этом. «Бизнес готов платить больше за определенность и возможность избежать инвестиционных рисков. Техническая работа по снятию моратория в Украине фактически завершена», — заявила Кахконен и подчеркнула, что это приведет к увеличению финансовой помощи Украине. В публикации напоминается, что украинские землевладельцы получают самую низкую в Европе цену за аренду земли, в то время как качество украинских почв одно из самых высоких в мире.
Власти избегают отмены моратория из-за опасений потерять избирателей перед выборами 2019 года. Кроме того, ряд чиновников и бизнесменов организовали лобби, так как мораторий позволяет им создавать непрозрачные схемы использования сельскохозяйственных угодий, а правительство затягивает вопрос рынка земли перед выборами в надежде получить электоральные дивиденды.
Земельная реформа начиналась в стране 20 лет назад, когда 7 млн крестьян получили право на приватизацию почти 30 млн земельных участков (паев). Немногие владельцы успели продать принадлежащие им площади до введения моратория 1 января 2002 года. Основная часть земли была передана в краткосрочную и долгосрочную аренду возникшим тогда агрохолдингам и крупным фермерским хозяйствам. С тех пор, вот уже более 15 лет, у нас «зарождается рынок земли». Затянувшаяся на десятилетие разработка нормативно-правовой базы говорит о неспособности государственных чиновников не только самостоятельно думать и принимать решения относительно основного национального богатства страны, но и просто контролировать то, что продолжает называться земельным рынком несмотря на все моратории. Земля живет, работает, меняет пользователей и арендаторов — только государство стоит в стороне от процесса.
Сегодня гектар земли в Украине можно приобрести за 1000–1500 долл. Даже по самым скромным подсчетам международных экспертов, после открытия земельного рынка цена возрастет в среднем до 3000 долл. за гектар. Рыночный диапазон цен, по оценкам украинских экспертов, составит 1500–6000 долл. за гектар, в зависимости от плодородия, систем орошения и состава грунта. Арендная плата после обесценивания гривны в 2015 году упала до 30–50 долл. за гектар. Создание рынка земли позволит увеличить и стабилизировать и этот показатель.
Эффективность земельного менеджмента гарантирует занятость населения, увеличение экспортных операций и пополнение бюджета. В чиновничьих кабинетах обсуждаются разные варианты снятия моратория: полная либерализация земельного рынка, количественные ограничения при операциях с землей, ограничения для иностранных инвесторов и продление условий закрытого рынка. Государство много лет находится возле несомненного ресурса, но боится принять элементарные решения, продолжая оставлять теневые схемы по использованию земли.
Мировой опыт в приватизации земли огромен и открыт для использования. Обычно государство не занимается прямой регулировкой и вмешательством в формирование рыночной стоимости земли. Установлены количественные ограничения для владельца на одно лицо, зафиксированы размеры налогов при продаже. В Польше, когда были разблокированы временные ограничения для граждан ЕС, цена земли сразу выросла — сейчас она стоит более 10 тыс. долл. за гектар. В Европе стоимость гектара земли сильно отличается: от 5 тыс. долл. за гектар в Болгарии до 40 тыс. в Австрии, но нигде она не стоит так мало, как сегодня в Украине. Люди, которые управляют нашей державой, должны объяснить себе и народу эти несоответствия.
Вопрос продажи и формирования реальной стоимости земли в Украине крайне политизирован. Он используется находящимися у власти людьми прежде всего для поднятия партийных и личных рейтингов, как механизм для прорыва к власти, как способ пользования бюджетными средствами, но не как метод улучшения социальной составляющей экономики.