Прелюдия к медицинской реформе. Нововведения стартуют с Киева
https://racurs.ua/731-medycinskaja-reforma.htmlРакурсСначала сама себя инициативно начала «переформатировать» родная милиция, оперативно состряпав соответствующий законопроект и сопроводив его столь же «недосказанной», как он сам, модной визуализированной презентацией. Затем, откуда ни возьмись, появился с законопроектом на ту же тему крупный специалист в этой области — дважды экс-министр внутренних дел Юрий Луценко.
Быстро, хотя и весьма неоднозначно, если говорить об итогах, подправили деятельность прокуратуры — не просто в полном соответствии с тем, что «завещали» Андрей Портнов и Виктор Янукович, но даже приняв, не сильно афишируя, именно их законопроект. (Впрочем, тем, кто склонен освистывать законопроекты исключительно на основании того, что к ним в свое время приложил руку Андрей Владимирович, следовало бы изучить нынешнее графоманское творчество новореформаторов, чтобы почувствовать разницу в техническом уровне исполнения — увы, всегда не в пользу последних.)
Судебная реформа освещается «Ракурсом» подробно и регулярно, главный вывод пока что следующий: назвать ее таковой нельзя. Нет концепции, стратегии, понимания, к чему мы стремимся, если иметь в виду результат, о котором прилично сказать вслух. Все это не мешает продуцировать сотни страниц, законопроект за законопроектом.
Даже при такой невероятной безудержной активности невозможно взбить до состояния масла воду, зато почти в каждом законопроекте — неприкрытая претензия на свою порцию «сливок» высокой степени жирности.
Однако прежде всего большинство граждан ощутит на себе результаты реформирования медицинской отрасли. Потому что можно ухитриться ни разу за всю свою жизнь не столкнуться с милицией и прокуратурой и не оказаться в суде, но контакт с медицинской сферой неотвратим, как смерть.
Для того чтобы понимать суть преобразований любой отрасли в нашем государстве, следует помнить, что традиционно любое реформирование здесь имеет главную цель. Это не соответствие каким-то там мировым стандартам, а перераспределение денежных потоков. Что касается медицины, в этой сфере данный тезис подтверждается еще более наглядно, чем в остальных. Какой вектор привнесет новый министр здравоохранения, увидим уже в ближайшее время. Пока что Александр Квиташвили лишь анонсировал реформирование медицинской отрасли. Главный по нашему здоровью обещал в феврале представить в Кабинет министров проект реформ, который впоследствии будет передан в парламент. Но на самом деле эти реформы уже движутся мерной поступью.
На прошлой неделе в актовом зале Национального института хирургии и трансплантологии им. А. Шалимова состоялась презентация первого проекта реформирования здравоохранения — пилотного проекта в г. Киеве. Инициатива исходила от столичной мэрии. В мероприятии приняли участие министр здравоохранения, мэр Киева Виталий Кличко, его заместитель Михаил Радуцкий (известный как президент частной клиники «Борис», созданной в бурные годы первичного накопления капитала во внезапно обретшем независимость государстве), директор Национального института хирургии и трансплантологии им. А. Шалимова Александр Усенко. А также назначенный на должность под аплодисменты Майдана и парламента, но вскоре снятый уже безо всяких оваций экс-министр здравоохранения Олег Мусий — под ручку с Дмитрием Демьяненко, многолетним, непотопляемым куратором медицинской сферы от Главного управления СБУ по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, о котором подробно рассказывал «Ракурс».
Столичный мэр в свойственной ему манере повествования, всегда обеспечивающей максимально напряженную концентрацию внимания аудитории, объявил о том, что реформа стартует с Киева. Выглядеть это будет как основной пилотный проект. То есть начать обкатку нововведений решили не с маленького городка, где один роддом да две поликлиники, и самый грандиозный, паче чаяния, провал реформаторов не имел бы слишком масштабных последствий, а сразу же — с трехмиллионной столицы. Своя логика здесь, конечно же, есть: там, где население исчисляется миллионами, если его правильно подлечить-застраховать — это уже сотни миллионов гарантированной прибыли, чего не скажешь о Дрогобыче или Изюме.
Кличко начал свой спич с того, что врачи должны перестать брать в карман. Пожалуй, это был не самый удачный тезис, с которого следовало бы начинать выступление перед аудиторией, состоявшей из работников медицинской сферы, обреченных государством, положившим им 2–3-тысячную зарплату, на выбор между самоокупаемостью и голодной смертью. Но после такого вступления логично было надеяться услышать стройную концепцию, которая позволит изменить всем известные нынешние реалии. Однако вместо этого мэр озвучил десяток популистских пунктов, кажется, слово в слово совпадающих с предлагаемыми Ольгой Богомолец (прозванными в народе «25 шагов к счастью» и, насколько известно, не реализованными ни в одной стране мира), у которой их почти в два раза больше.
Ни из уст министра, ни из уст г-на Радуцкого не прозвучало ровным счетом ничего, что позволило бы составить представление о стратегическом направлении. Концепции, позволяющей в обозримом будущем добиться, в частности, того, что пациентам не придется давать взятки, а врачам вымогать их, предложено не было. Механизмы, пути решения огромного количества существующих в медицинской отрасли столицы проблем — не названы. А ведь именно Киев, наряду с Донецком, Днепропетровском и Винницей был выбран в качестве субъекта пилотного проекта по реформированию медицинской отрасли. И, по заявлениям Ирины Акимовой, достиг определенных положительных результатов. Разве разумно, не препарировав этот опыт, не выполнив тщательного анализа достижений и ошибок, двигаться в том же направлении?
Поскольку реального «плана боя» за качественно иную медицину на мероприятии предложено не было, гадать о том, что за реформы нас ожидают, оставалось по персоналиям. Зато здесь оказалось достаточно информации для размышлений и печальных прогнозов.
Поговаривают, что светлую мысль — начать с Киева — подсказал нашему мэру г-н Радуцкий. По некоторым сведениям, родственником Радуцкого, без семейного совета с которым не принимаются важные решения, является Александр Добровский, бессменно, компетентно и с энтузиазмом занимавшийся киевской медициной — государственными закупками лекарственных средств и изделий медицинского назначения за средства киевской мэрии — при незабвенном мэре Киева Леониде Черновецком, под патронатом Ирэны Кильчицкой.
Что интересно: директор департамента здравоохранения КГГА, известный травматолог Михаил Риган на мероприятии не выступал и даже не был приглашен в президиум, он сидел в зале. (До прихода на нынешнюю должность Риган считался чуть ли не близким другом Радуцкого. Именно Риган стал человеком, спасавшим многих главврачей столицы от необоснованных претензий со стороны начальства, выполняя роль «буфера».)
Зато была специально введена должность для человека, который непосредственно займется презентуемой реформой. В этом качестве была представлена Татьяна Донченко. Та самая Татьяна, которая при Раисе Богатыревой руководила департаментом, занимавшимся контролем качества медицинских услуг — лицензии на медицинскую практику (в том числе и клинике «Борис»), регистрация и перерегистрация медицинских препаратов, проведение клинических испытаний новых лекарственных форм и т. д. То есть человек, однозначно, в теме. Но в среде специалистов по реформированию медицинской отрасли она никогда не фигурировала. Последнее место ее работы — Администрация президента, из которой, насколько известно, она вынуждена была уйти именно из-за близости к Богатыревой.
Есть основания полагать, что в вопросах преобразований медицинской отрасли нашего мэра — чтобы не говорить используют втемную — скажем, не посвящают в излишние детали, которые, учитывая чрезмерную занятость, знать ему вовсе не обязательно.
На самом деле сегодня в Киеве развернута бурная деятельность. Первыми в ее результате «пали» главврачи лакомых медицинских учреждений: Александровской больницы, расположенной в самом центре столицы и занимающей внушительную территорию (претендующую на кредит в размере около 50 млн евро по скандальной программе «Австрийский кредит»), Больницы скорой медицинской помощи, Киевского онкологического центра, Центра микрохирургии глаза. Кстати, главврач ЦМГ Сергей Рыков отстранен от занимаемой должности (нынче судится по этому поводу с КГГА), а на его место в срочном порядке подбирают подходящую кандидатуру.
Было бы прекрасно иметь основания для надежды, что эти перестановки преследуют цель улучшить положение дел в столичной медицине. Однако прежде всего речь здесь идет об огромных теневых финансовых потоках. Ведь сегодня каждое медучреждение имеет два бюджета — легальный и нелегальный, и большой непраздный вопрос — какой из них больше.
Интересно и симптоматично, что в сжатые сроки ухитрился выйти из подчинения города и перейти в непосредственное подчинение Минздрава Киевский городской центр сердца Бориса Тодурова. Хотя на этот центр было потрачено около 650 млн грн из бюджета столицы. Посмотрим, спасет ли это Тодурова и его центр от реформаторов.
И еще о перспективах. Радуцкий является сторонником введения обязательного медицинского страхования как альтернативного источника финансирования медицинской отрасли. По непроверенным данным, он планирует создать пилотный проект по обязательному медицинскому страхованию. Возможно, под этим и подразумевается «реформа в столице»?
Тут уместно вспомнить недавнюю историю независимой Украины, когда в конце 90-х была создана государственная страховая компания «Укринмедстрах», 49% которой принадлежало государству. На протяжении 5–6 лет эта компания монопольно выдавала медицинские страховки всем без исключения иностранцам, въезжающим в Украину. Впоследствии деятельностью этой компании плотно занимались спецподразделения МВД и СБУ. Но, как водится, закончились эти «занятия» ничем, если, конечно, говорить о процессуальных действиях и уголовных делах. А компания… исчезла. Те 49% были внесены в ее уставный фонд от государства в виде офисного здания по ул. Олеся Гончара. Сегодня это здание принадлежит частной страховой компании…
Так начинается обкатка реформ в столице. На презентации экс-министр здравоохранения Николай Полищук вторил мэру, озвучивая замшелый и заезженный, но актуальный лозунг: медицина, врачи существуют не для себя, а для пациента. Это правильно, как и то, что и реформы — по идее, вроде как тоже — не для реформаторов. Увидим, не сведется ли вся реформа к процессам, напоминающим событиям начала 90-х годов, когда частными стали, например, «Фармак», Киевский витаминный завод, Борщаговский химико-фармацевтический завод, да на самом деле — все бывшие фармзаводы времен СССР. В результате грузинского варианта реформ не осталось государственных больниц. Вполне возможно, что иного реального варианта осуществить сдвиг в медицинской сфере и не существует, вопрос в том, как именно это будут делать и главное — что получат в результате пациенты. Но годы существования независимого украинского государства показали, что журналистские расследования следует начинать с момента появления первых набросков грядущих реформ. Потому что потом, когда все уже переподчинили, распределили и перенаправили, остается лишь бесконечно констатировать прискорбные факты. Поэтому прямо сейчас, на этапе, когда появляются лишь проекты будущих преобразований, — надо пристально следить за руками.