Новости
Ракурс
Фото: Getty Images

Бесплатная правовая помощь: бои заинтересованных лиц

26 мар 2015, 16:32

Во исполнение стандартов Совета Европы, решений Европейского суда по правам человека и норм нового Уголовного процессуального кодекса Украины в 2012 году была создана система предоставления бесплатной правовой помощи. С тех пор несколько улучшилась ситуация с обеспечением задержанных, арестованных, обвиняемых и осужденных к лишению свободы украинцев надлежащей защитой за счет государства, а также с предотвращением жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения милиции с задержанными. Однако в последнее время предпринимаются попытки разрушить эту систему, в чем не последнюю роль играют представители адвокатской среды из прошлой власти.


.

Гарантия качества

Система оказания правовой помощи работает уже два с половиной года. Она громко заявила о себе во время Революции достоинства, когда ее адвокаты в тесном сотрудничестве с общественными организациями активно защищали задержанных участников Евромайдана. По словам председателя Координационного центра предоставления правовой помощи (далее — Координационного центра) Андрея Вишневского, только за последние месяцы прошлогодних противостояний к ним поступило 389 сообщений о необходимости оказания юридической помощи. «По всем вызовам, несмотря на препятствия со стороны правоохранителей, были направлены адвокаты, услуги которых оплачивало государство», — заверил он.

В отличие от «милицейских» защитников, которые ранее назначались по ст. 47 старого Уголовно-процессуального кодекса следователями, адвокаты системы бесплатной правовой помощи независимы от следствия. Они имеют адвокатскую лицензию и прошли прозрачный конкурс по отбору защитников от государства. 

По итогам последнего конкурса, который проводился в конце прошлого года, его не смогли пройти адвокаты Житомирской и Черкасской областей. В Черновицкой области и Киеве проходной барьер преодолела лишь четверть адвокатов, а в Одесской — чуть больше половины. «Это при том, что адвокатам предлагалось выполнить тестовое задание максимум уровня 4-го курса юрфака», — объясняет г-н Вишневский. И добавляет, что ни один из адвокатов, предоставляющих бесплатную правовую помощь, не является штатным работником Координационного центра и не имеет ограничений на параллельное занятие частной практикой.

Об уровне качества предоставления адвокатами юридической помощи свидетельствуют статистические данные. Так, доля защитников, имеющих контракты с Центром, от общей численности адвокатов в прошлом году составила всего 7%, то есть 2029 человек из почти 30 тыс. Однако численность оправдательных приговоров, с которыми у украинской Фемиды существуют большие проблемы, в прошлом году достигла 140 из 365 , что составляет 43% от общего количества оправдательных приговоров. 

К тому же, Координационный центр недавно разработал и внедрил механизмы премирования адвокатов не только за получение оправдательных приговоров суда, но и за закрытие уголовного производства, изменение меры пресечения в виде содержания под стражей на более мягкую и смягчение квалификации уголовного преступления или уменьшение объема обвинения. Во всех этих случаях действуют поощрительные коэффициенты, значительно увеличивающие вознаграждение за достижение определенных успехов в деле защиты клиентов. Случаи премирования определяются на основании отчета адвокатов и предоставляемых ими копий процессуальных документов.

С защитниками, которые не соблюдают стандарты качества, не повышают квалификацию, имеют дисциплинарные взыскания, центры бесплатной правовой помощи прекращают сотрудничество.

Новые проекты

Планируется дальнейшее развитие системы предоставления бесплатной правовой помощи. Первые шаги к этому были сделаны во время принятия нового закона «О прокуратуре», положения которого направлены на передачу функций представительства интересов граждан от органов прокуратуры к системе предоставления бесплатной правовой помощи с созданием на местах соответствующих центров.

С того времени Министерство юстиции во исполнение закона утвердило план мероприятий, а Координационный центр разработал ряд проектов. Сейчас его текущей задачей является отбор на местах руководителей, координация усилий региональных центров по созданию соответствующей материально-технической базы. Ведь с 1 июля 2015 года на всей территории Украины начнут работу 100 местных центров, по 3–7 на область. Каждый из них будет обслуживать несколько районов и городов, где проживает в среднем от 300 до 500 тыс. человек.

Максимальное расстояние от места проживания клиента до центра должно составлять около 40 км, что сегодня крайне важно. Ведь в Украине есть регионы, где фактически нет пула профессиональных адвокатов. А те немногие защитники, которые там работают, в силу низкого уровня профессионализма или тесного сотрудничества со следствием не всегда могут профессионально выполнять свою работу. «Поэтому важнейшей задачей для нас сегодня является обеспечение предоставления качественной бесплатной вторичной правовой помощи всем субъектам соответствующего права, а особенно лицам, принадлежащим к социально уязвимым категориям (малообеспеченные, дети-сироты, беженцы, ветераны войны, в том числе участники АТО и другие)», — отмечает А. Вишневский.

На данный момент процессы, необходимые для обеспечения предоставления бесплатной вторичной правовой помощи, стартовали и находятся на разных стадиях реализации. Совсем недавно правительство приняло постановление, которым внесло изменения в пять его актов, касающихся действующей и будущей моделей этой системы. Однако для получения совершенного результата необходимо менять и базовый закон «О бесплатной правовой помощи».

Соответствующий законопроект разработал Координационный центр. Главный акцент в нем делается на том, что организация и предоставление бесплатной первичной правовой помощи (консультирование) должны обеспечиваться исключительно органами местного самоуправления с привлечением физических и юридических лиц частного права путем создания соответствующих учреждений. Такой подход позволит приблизить услуги к пользователям и обеспечит их получение по принципу «единого окна». Вместе с тем, предусмотрено сокращение сроков, отведенных для предоставления бесплатной первичной правовой помощи (с 30 до 10 дней) и получения правовой информации (с 15 до 5 дней).

Также представители Координационного центра пытаются устранить неопределенность статуса субъектов предоставления бесплатной вторичной правовой помощи, их прав и обязанностей. Поскольку очень важно, чтобы адвокат, который назначается государством для оказания правовой помощи лицам, содержащимся под стражей, не выводился автоматически из уголовного процесса в случае изменения (отмены) меры пресечения. Поэтому проектом закона предлагается полнее и точнее определить основания для замены адвоката и прекращения предоставления бесплатной вторичной правовой помощи.

Все эти и многие другие нововведения были разработаны в соответствии с европейскими стандартами. 

Попытки узурпации

В адвокатской среде, несмотря на отсутствие консенсуса по основополагающим, концептуальным вопросам организации самой адвокатуры, уже начали обсуждать попытки узурпации новосозданной системы предоставления бесплатной правовой помощи или ее ликвидации. В этом году на обеспечение работы системы бесплатной правовой помощи выделили почти 270 млн грн. А это большие деньги. Возможно, именно из-за желания их поглотить в номенклатурной среде адвокатов по части новосозданной системы происходит какое-то непонятное возбуждение.

Все чаще стали звучать предложения передать функции управления бесплатной правовой помощью советам адвокатов регионов, что нецелесообразно ввиду институционального конфликта интересов. Поскольку с правом распоряжаться значительными финансовыми ресурсами в пользу членов советы адвокатов регионов получили бы рычаг воздействия на волеизъявление адвокатов. Ведь эти структурные подразделения адвокатуры созывают и обеспечивают проведение конференции адвокатов того или иного региона — высшего органа адвокатского самоуправления в регионе. В украинских условиях это непременно приведет к «феодализации» адвокатуры.

Да и распорядителями бюджетных средств могут быть только учреждения. Советы адвокатов регионов таковыми не являются. А бюджетные средства могут быть получены только на выполнение бюджетных программ и только от главных распорядителей бюджетных средств (министерств). Гипотетическая передача советам адвокатов регионов управления бесплатной правовой помощью на практике означала бы переход адвокатуры в подчинение Министерства юстиции, как это, например, произошло в соседней Беларуси. Таким образом, произойдет полная потеря адвокатами независимости. Пожалуй,  никакие средства, которые так манят номенклатурную среду адвокатов, не стоят того.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter