О правосудии и правах человека на фоне гибридной войны
https://racurs.ua/2169-o-pravosudii-i-pravah-cheloveka-na-fone-gibridnoy-voyny.htmlРакурсТретий год продолжается реформирование правосудия в Украине — как ответ власти на запрос Майдана-2014 о соблюдении прав человека и утверждении безусловной справедливости в государственной и общественной жизни. Эта реформа началась с принятия закона «О судоустройстве и статусе судей», потом — изменений в Конституцию Украины в части правосудия, потом — назначения на должность генерального прокурора человека без юридического образования и далее по кругу...
Так вот, согласно измененной Конституции, прокуратура была лишена «не европейских» функций: отменен целый раздел Основного Закона, посвященный этой системе, и она стала составляющей правосудия — суд, прокуратура, адвокатура. Казалось, что мы точно начинаем строить европейскую правовую систему внутри страны. Но, как выяснилось, на самом деле не все так красиво и логично происходит в реальной жизни.
Конституционный статус прокуратуры изменили, ее функции ограничили в соответствии с европейскими стандартами, а профильный закон о прокуратуре, который фактически и определяет направления, принципы и инструменты ее деятельности, — не меняем. Почему? Потому что так надо для стабильности правовой системы? Или для того, чтобы продолжать использовать этот орган в качестве инструмента завуалированного давления/влияния на нужных власти людей и органы государственного управления?..
Вторая составляющая системы правосудия — адвокатура, которая уже насчитывает в своих рядах свыше 40 тыс. сертифицированных адвокатов, также уже более шести лет с момента принятия нового закона о регулировании ее деятельности переживает не лучшие времена, особенно в части организации своего самоуправления. Новый закон об адвокатуре, имеющий целью попытаться исправить ситуацию, блокируется различными силами на стадии его принятия в Верховной Раде. Адвокатское сообщество разделено на группы, кланы/группировки, ассоциации... и не способно самостоятельно решить собственные проблемы, даже будучи по своей природе абсолютно независимым (от государства и любых других институтов) профессиональным сообществом.
Третья составляющая системы правосудия, которая де-факто должна быть ее стержнем, опорой, — судебная система — вообще переживает сплошной реформаторский стресс: создание новых судов, конкурсы, квалификационное оценивание действующих судей, оптимизация судоустройства, сильнейшее расслоение по системе вознаграждения/оплаты труда судей на «более и менее» добропорядочных и профессиональных...
Все эти процессы, на мой взгляд, не создают оптимальных условий доступа человека и гражданина к правосудию, а наоборот — ухудшают эти условия, порождают нестабильность правовой системы государства в целом, понижают уровень доверия народа к государственной власти и ее институтам.
На фоне введения (правильно, но со значительным опозданием) военного положения в 10 приграничных с РФ областях Украины такие условия функционирования системы правосудия создают дополнительные негативные риски возможного существенного нарушения прав и свобод человека и их надлежащей защиты. Эти риски нельзя углублять.
Правовая система государства требует системного и комплексного внимания и заботы со стороны как государства, так и самого юридического сообщества — на всех уровнях.